В.
И. Засулич (справа) в ссылке. С ней сестра и муж сестры. Фотография 536 П.
Б. Аксельрод. Фотография конца XIX в. Большинство
членов «Народной воли» и «Чёрного передела» называли себя социалистами.
Однако Маркс утверждал, что только на базе мощной индустрии можно построить
социалистическое общество. А это означало, что ни одна страна не построит
социализм, пока не пройдёт через длительную стадию капиталистического
развития. Народники были уверены в том, что России удастся избежать
капитализма и крестьянская община с её коллективной собственностью на землю
станет основой будущего справедливого общественного устройства. ОТНОШЕНИЕ К МАРКСИЗМУ
В РОССИИ Среди
русских революционеров отношение к марксизму изменилось вследствие неудач в
пропагандистской работе среди крестьян, но прежде всего в связи с трагедией 1
марта когда
народовольцы убили Александра II. Они ожидали, что произойдёт политическое чудо: расправа
над императором вызовет мощную революционную волну. Чуда, однако, не
произошло: народ на борьбу не поднялся. Разочарование тяжело отразилось на
тактике и психологии террористов. Исполнительный комитет «Народной воли»
направил новому императору Александру III письмо, в котором предложил компромисс: прекратить
террористическую деятельность в обмен на созыв царём парламента и объявление
амнистии революционерам. Александр III на соглашение с народовольцами не пошёл. Полный
провал тактики освободительной борьбы народников (и пропагандистской, и
террористической) вынудил их лидеров пересмотреть свои позиции. Осенью Георгий
Валентинович Плеханов (1856—1918) за время своей революционной деятельности
активно участвовал в работе почти всех крупных народнических организаций
(начиная с «Земли и воли»), Плеханов заинтересовался марксистской теорией,
когда ему поручили вести агитацию среди петербургских рабочих. «Чем больше
знакомился я с петербургскими рабочими, — вспоминал он, — тем больше
поражался их культурностью. Бойкие и речистые, умеющие постоять за себя и критически
отнестись к окружающему, они были горожанами в лучшем смысле этого слова».
Позднее, в эмиграции, Георгий Валентинович, блестящий публицист и
популяризатор, написал несколько книг, в которых применил основные положения
марксизма к российской действительности. Это «Социализм и политическая
борьба» ( Л.
Г. Дейч. Фотография 537 развитии
монистического взгляда на историю» ( Учение
Маркса Плеханов воспринял как несомненную истину, не подлежащую обсуждению.
Человеческая история есть прежде всего история борьбы классов за
распределение собственности, и только пролетариат может положить конец этой
борьбе, уничтожив частную собственность раз и навсегда, — эти главные мысли
Маркса Плеханов не уставал повторять из книги в книгу, из статьи в статью.
Первый русский марксист утверждал, что в историческом развитии Россия следует
по пути Европы, капитализм в империи уже существует и активно развивается.
Плеханов представлял себе, как в борьбу с Александром III за политические права вступает буржуазия:
«Интересы русской буржуазии приходят теперь в непримиримое противоречие с
интересами абсолютизма — это знает всякий, следивший хоть с некоторым
вниманием за ходом русской жизни в последнее десятилетие...». Рабочему классу
России, по мнению Плеханова, предстояло вместе с буржуазией свергнуть царизм,
а затем бороться с бывшим союзником. |