Княгинь,
их служанок и оставшихся в живых детей содержали вместе с тремя жёнами имама
на женской половине дома, куда было запрещено входить всем мужчинам, кроме
хозяина. Шамиль потребовал в виде выкупа за знатных пленниц возвратить из
Петербурга своего сына, Джамалутдина, 16 лет находившегося заложником у
русского царя, и полную арбу золота. Потом согласился на арбу серебра. Муж Анны
Чавчавадзе — Давид — с трудом смог собрать необходимый выкуп: он разменял
собранные деньги на мелкую монету — получилось тринадцать с половиной мер
серебра. Жизнь сына Шамиля, Джамалутдина, уже гвардейского офицера, полюбившего
русскую девушку Оленину и собравшегося жениться на ней, второй раз круто изменилась:
юноша согласился вернуться к отцу. Он надеялся уговорить Шамиля и его управителей-наибов
прекратить войну с Россией и жить в мире. Девять
месяцев потребовалось на сбор денег и переговоры. Обмен произошёл на берегу
реки Мичик. Русские попросили горцев не стрелять в знак радости из пушек и
ружей, чтобы не напугать детей и женщин. Шамиль потребовал от Джамалутдина
немедленно сменить русскую форму на горскую одежду — и наибы кольцом прикрыли
переодевающегося сына Шамиля. Радость от его возвращения была столь велика, что
народ, как отмечал летописец Шамиля, смотрел с благоговением на сына имама и не
обращал внимания на серебряные монеты, которые разбрасывали с арбы в толпу. По
свидетельству того же летописца, грузины тогда заплатили за своих детей столь
крупные суммы, что денег в Грузии почти не осталось. Зато у горцев их стало такое
изобилие, что они обесценились. 563 Кавказский
джигит. Фотография конца XIX в. После
долгих раздумий Шамиль согласился на переговоры с князем Барятинским. Искусный
русский дипломат полковник Лазарев убедил имама, что исход решающей битвы
ясен, сопротивление приведёт лишь к тысячам ненужных смертей, что князь
Барятинский, отдавая дань уважения великому имаму, сохранит ему не только
жизнь и возможность жить с семейством, но и будет ходатайствовать перед
императором о разрешении Шамилю совершить хаджж (паломничество) в священный
город мусульман — Мекку. 26 августа дрался за
религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я
утомился; я стар, мне шестьдесят три года. Не гляди на мою чёрную бороду — я
сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю
успеха в управлении горцами для блага их». Так
закончилось имамство Шамиля. Ему предстояло прощание с горцами в
Темир-Хан-Шуре, долгое путешествие через всю Россию, удивившую его своими
просторами, в Санкт-Петербург. Шамиль боялся, что его везут прямо в Сибирь, и
постоянно сверялся с компасом, приходя в волнение при малейшем отклонении
дороги к востоку. Александр II принял Шамиля неожиданно дружелюбно и ласково, повелел
определить ему 20 тыс. рублей ежегодно (больше, чем в лучшие годы добывали
набегами наибы Шамиля) и поселил своего недавнего врага в Калуге. Там Шамиль,
две его жены и их дети прожили до 18б9 г., потом переехали в Киев, и в марте |