Предыдущая Следующая

Улан 2-го уланского полка Королевства Польского. 1815—1831 гг.

565

 

 

патриоты выбирали военную карье­ру — вольнолюбивые настроения широко распространились в армии. Недаром В. С. Ланской, возглавляв­ший с 1813 г. временное управление на землях княжества Варшавского, предупреждал, что «в формируемом войске питаем мы змия, готового из­лить яд свой».

В первые годы после 1815 г. ни­что не предвещало польского бунта. Когда в ноябре 1817 г. Александр I под колокольный звон въезжал в Варшаву как польский король, её жители искренне приветствовали императора. Они надеялись на то, что Польша, оставаясь частью Рос­сийской империи, будет воссоздана в границах владений Речи Посполитой 1772 г., включавших белорус­ские, литовские и украинские земли. Мечтания эти не были совершенно беспочвенными: Александр I демон­стрировал желание быть для новых подданных добрым и либеральным монархом.

До середины 20-х гг. XIX в. об­становка в Королевстве оставалась спокойной. Интерес к политике практически угас, и не было тогда в Варшаве более серьёзного госу­дарственного преступления, чем ос­вистание в театре актрисы. Тайные организации польских патриотов существовали, не испытывая давле­ния со стороны властей, для кото­рых они не представляли большой опасности. Константин Павлович решал дела о заговорах просто: призывал к себе подозреваемого, кричал на него и довольствовался письменным объяснением.

В 1828 г. подпоручик Пётр Вы­соцкий организовал в Варшаве тай­ное общество, к которому примкну­ли многие представители польской интеллигенции и офицерства. Обще­ство начало подготовку к военному перевороту и восстановлению не­зависимости Польши. Деятельность заговорщиков активизировалась в 1830 г., когда вспыхнула революция во Франции. Константин Павлович знал о происходившем, но не спе­шил принимать меры. Он боялся но­вых бед для Польши со стороны Ни­колая I (вступившего на престол в

1825 г.). Молодой император не лю­бил поляков и не скрывал этого.

Лояльность Константина едва не стоила ему жизни. В первый же день восстания, 29 ноября 1830 г., за­говорщики ворвались в его резиден­цию Бельведер с криками «Смерть тирану!». Константину удалось спа­стись. Но даже после этого он не из­менил себе и не использовал против них армию.

Между тем восстание разраста­лось. Были взяты арсенал и многие го­сударственные учреждения. Варшава оказалась в руках восставших. В нача­ле декабря русские войска по приказу великого князя покинули город.

Какое-то время у власти в столи­це находились сторонники перегово­ров с Россией, и великий князь смог без сопротивления покинуть Королев­ство. Переходя границу, он бросил полякам упрёк в неблагодарности. Варшава держалась ещё десять меся­цев. Вначале аристократия и генера­лы попытались договориться с царём о восстановлении границ Речи Посполитой 1772 г. Но Николай I твёр­до придерживался мнения, что пер­вый выстрел поляков перечеркнул само существование Королевства.

Главной движущей силой вы­ступления поляков стала польская регулярная армия. А потому события 1830—1831 гг. правильнее имено­вать не восстанием, а русско-поль­ской войной.

Сейм лишил российского импе­ратора польской короны и сформи­ровал новое правительство во главе с князем Адамом Чарторыйским, дру­гом покойного Александра I. Вскоре армия фельдмаршала И. И. Дибича перешла границу Королевства Поль­ского. Военные действия продол­жались семь месяцев. Повстанцы продемонстрировали героизм и без­рассудство, полководческое мастер­ство и роковую нерешительность, готовность идти до конца и соглаша­тельство. В феврале 1831 г. в битве при Грохове повстанцам удалось ос­тановить русские войска. Но в мае под Остроленкой они потерпели по­ражение. Началась полоса неудач. После того как в июле фельдмаршал И. Ф. Паскевич во главе крупных сил


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org