Предыдущая Следующая

566

Польские повстанцы. 1831 г.

 

 

Медаль «За взятие приступом Варшавы в 1831 г.».

Русско-польская монета достоинством в 30 копеек или 2 злотых.

форсировал Вислу в районе Торуня, русские войска стали быстро про­двигаться к Варшаве с севера и запа­да. В августе они взяли штурмом Волю — предместье польской столи­цы. Через два дня последовала капи­туляция повстанцев.

Характерная черта польских восстаний XIX в. — открытое провоз­глашение солидарности с русским народом. В декабре 1830 г. варшав­ские газеты призывали: «Проснитесь, русские, ото сна! Неужели среди вас нет Бестужевых, Пестелей и Муравь­ёвых?». В бурные дни января 1831 г. родился знаменитый лозунг: «За вашу и нашу свободу!». За всё время вос­стания не было совершено ни од­ного нападения на русское граж­данское население. Поляки издали несколько воззваний к русским сол­датам с призывом повернуть оружие и соединиться с европейскими на­родами, борющимися за свободу. На пути войск Дибича часто попа­дались воткнутые в снег флажки с надписью: «За вашу и нашу свободу!».

КОНЕЦ «ВНУТРЕННЕЙ ЗАГРАНИЦЫ»

С окончанием войны Николай I ре­шительно взял курс на ликвидацию «внутренней заграницы», как называ­ли Королевство Польское в России. Политику «твёрдой руки» настойчи­во проводил в жизнь светлейший князь Варшавский Паскевич, кото­рый 25 лет (1831 — 1856 гг.) управлял Королевством в должности намест­ника и командующего войсками. Польскую армию разогнали, Консти­туцию 1815 г. упразднили. Вместо неё с февраля 1832 г. действовал так называемый Органический статут Королевства Польского, в котором предусматривалось сохранение час­ти польских учреждений.

Николай I не любил поляков до такой степени, что, будучи в октяб­ре 1835 г. в Варшаве проездом, не пожелал показаться её жителям, а депутации городского управления заявил примерно следующее: «Если вы будете упорствовать в мечтах о независимой Польше, только накли­чете на себя большие несчастия. По повелению моему воздвигнута здесь цитадель, и я вам объявляю, что при малейшем возмущении я прикажу разгромить ваш город...».

При Николае Павловиче ново­го восстания не случилось. Даже в период европейских революций 1848—1849 гг. «русская Польша» ос­тавалась относительно спокойной. Национальное движение стало воз­рождаться только с 1859 г., когда в России шла подготовка к крестьян­ской реформе. Поляки всенародно отмечали памятные даты — день принятия конституции, начало вос­стания 1830 г., носили костюмы, ук­рашенные национальными эмбле­мами. Поляки, сотрудничавшие с российской администрацией, под­вергались оскорблениям.

Петербург попытался догово­риться с умеренным крылом поль­ских патриотов. Предлагалась ад­министративная реформа, которая могла бы расширить автономию Польши в рамках Российской импе­рии. Однако из переговоров ничего не вышло.

С каждым годом волнения всё усиливались. Демонстрантов разго­няли пулями. Это только подливало масла в огонь. В Королевстве Поль­ском вновь ввели военное положе­ние. В октябре 1861 г. в Варшаве был создан подпольный Городской ко­митет. Летом 1862 г. он преобразо­вался в Центральный национальный комитет (ЦНК), возглавивший подго­товку к восстанию.

Среди повстанцев чётко обо­значились два лагеря — «белые» и «красные». Первые стояли за уме­ренные реформы, обуздание опас­ности со стороны безземельных, бесправных и озлобленных своим положением крестьян. В вопросе о независимости многие из них со­глашались на введение автономии Королевства Польского в границах 1772 г. Вторые решительно высту­пали за вооружённое восстание и полное восстановление независи­мости Речи Посполитой.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org