Предыдущая Главная

Освободительное движение 60-х гг. XIX в. нельзя считать чисто

568

 

 

польским: заметную роль в нём играли литовцы и белорусы. Их вождём стал Константин Калиновский. Под знамёна польского вос­стания становилась главным обра­зом литовско-белорусская шляхта (дворяне), чувствовавшая своё род­ство и единство с польским благо­родным сословием.

Российские власти, упреждая восстание, объявили о специальном рекрутском наборе. Предполагалось «забрить» в солдаты особо неблаго­надёжных поляков, надолго удалив их таким образом из страны.

ПОСЛЕДНЯЯ БОРЬБА

В ответ ЦНК в ночь с 22 на 23 янва­ря 1863 г. поднял восстание и объ­явил себя временным националь­ным правительством. Летом 1863 г. повстанцы достигли наибольшего успеха: царская власть сохранялась лишь в крупных населённых пунк­тах и в местах расположения гарни­зонов. Однако восстание имело не­много шансов на успех. У поляков не было хорошо обученной регу­лярной армии, и её не могли заме­нить самые пылкие патриотические чувства.

Надежды поляков на помощь победителей в Крымской войне -Англии и Франции (в меньшей сте­пени Австрии и Пруссии) оказались беспочвенными. Англичане и фран­цузы ограничились выражением со­чувствия на словах, ибо не хотели ввязываться в конфликт, прямо за­трагивающий интересы не только России, но и двух других держав, разделивших Польшу, — Австрии и Пруссии. Последние, естественно, не поддерживали восставших, так как боялись, что бунт распростра­нится на их территории. В первые дни восстания в Петербург был на­правлен генерал Альвенслебен для выработки совместных действий против восставших. В результате переговоров была подписана рус­ско-прусская конвенция, предусмат­ривавшая взаимную помощь «для восстановления порядка и спокой­ствия с предоставлением права отрядам, как русским, так и прусским, переходить через государственную границу в тех случаях, когда это оказалось бы нужным для преследо­вания повстанцев».

В защиту независимости Поль­ши решительно выступили немного­численные тогда русские радикалы, в том числе Михаил Бакунин и Алек­сандр Герцен. В 1863—1864 гг. не­мало русских офицеров и солдат открыто перешли на сторону пов­станцев. Ещё в сентябре 1862 г. Ба­кунин, Герцен и Огарёв провели в Лондоне переговоры с представите­лями поляков с целью координации действий в ходе будущего восстания. Русские революционеры отговарива­ли поляков от преждевременного выступления. Эти призывы услыша­ны не были.

Граф

М. Н. Муравьёв.

Гравюра.

Конец XIX в.

Медаль

«За усмирение польского мятежа 1863—1864 гг.».

569

 

 

Подавление польского восстания 1863—1864 гг.

 

 

войска и приступили к методичному искоренению «польской заразы». Их действия отличались поразительной жестокостью. На последнем этапе восстания и сами повстанцы устраи­вали кровавые расправы над русски­ми солдатами и православным насе­лением. Закат диктатуры Траугутта потонул в кровавом тумане...

К маю 1864 г. польское восста­ние было подавлено. Это стало воз­можно не только при помощи ви­селиц и ссылок его участников в Сибирь. В Королевстве Польском удачно осуществили крестьянскую реформу, проведённую в соответст­вии с указами Александра II от 2 мар­та 1863 г. Так, 200 тыс. безземельных батраков получили землю. Сохране­ние земельных наделов гарантиро­валось только российской властью; все те, кто не желал терять землю, стали опорой правительства против повстанцев. Дело польских патрио­тов, которые сами так и не решились всерьёз заняться «крестьянским во­просом», было проиграно.

В то время казалось, что Поль­ша уже никогда не возродится как самостоятельное государство...


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org