скую
столовую с кольцами на руках. Впрочем, наши франты держались в стороне и не
посещали собраний, студенческая масса в большинстве состояла из сыновей мелких
помещиков, чиновников, священников... Отсутствие денежных счётов и товарищеский
делёж друг с другом, нередко имевшие место в студенческих кружках, не только
сохранились впоследствии, но ещё шире вошли в употребление в наших революционных
кружках и организациях». Понятно,
почему в народнические кружки собиралась прежде всего молодёжь. Историк
Покровский писал: «Люди питались селёдкою с чёрным хлебом (причём и селёдка
уже возбуждала споры: все-таки „предмет роскоши"), жили в обстановке неизмеримо
худшей, чем зажиточный крестьянин или хорошо оплачиваемый рабочий, и мучились
мыслью, что эти „удобства жизни" куплены „страданиями миллионов".
Так свежо можно ощущать свой моральный долг только в известном возрасте...». 521 «ВЛАСТИТЕЛИ
ДУМ» О долге
интеллигенции перед народом писали все те мыслители, которых можно назвать
«властителями дум» молодёжи 60—70-х гг. XIX в.: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. А.
Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачёв. Герцен считал, что русский народ
отнесётся к буржуазному образу жизни враждебно, не примет его, а потому Россия
может перейти от самодержавно-крепостнического строя к социализму, минуя
длительный этап капиталистической («мещанской», как её называл Герцен)
цивилизации. Статьи Чернышевского в журнале «Современник» и в особенности его
роман «Что делать?», привлекали народников образом «нового человека» —
начитанного, критически мыслящего, независимого. Книги Бакунина (прежде всего
«Государственность и анархия») были созвучны представлениям о народе, сформировавшимся
у молодёжи. Его произведения создавали образ народа-бунтаря, готового в любую
минуту начать ожесточённую войну против своих угнетателей. Настоящую сенсацию в
молодёжной среде произвели «Исторические письма» Лаврова, который писал о долге
образованного меньшинства перед народом: «Я сниму с себя ответственность за
кровавую цену своего развития, если употреблю это самое развитие на то, чтобы
уменьшить зло в настоящем и будущем» Наиболее нетерпеливых привлекали идеи
Петра Ткачёва, согласно которым небольшая группа заговорщиков сможет нанести
решительный удар по самодержавию. Историки
делят народничество на три основных направления: бунтарское, заговорщицкое и
пропагандистское. Однако, когда в начале 70-х гг. XIX в. началось знаменитое «хождение в народ»,
чёткого разделения между его участниками ещё не было. Одна из активисток
«хождения в народ» С. И. Бардина, выступая на суде, заявила: «Я, господа,
принадлежу к разряду тех мирных людей, которые между молодёжью известны под
именем мирных пропагандистов. Задача их — внести в сознание народа идеалы
лучшего, справедливейшего общественного строя или же уяснить ему те идеалы,
которые уже коренятся в нём бессознательно; указать ему недостатки настоящего
строя, дабы в будущем не было тех РУССКИЙ
«БЛАНКИСТ» Пётр
Никитич Ткачёв (1844—1885), один из известнейших теоретиков русского
народничества, вошёл в отечественную историю как представитель «бланкизма» —
течения, названного по имени Луи Огюста Бланки, французского
коммуниста-утописта, который разрабатывал учение о захвате власти путём
политического заговора. Ткачёв был
родом из семьи небогатого дворянина, служившего архитектором в Кабинете Его
Императорского Величества. Отец его рано умер, и Петру Никитичу после окончания
гимназии пришлось кормить не только себя, но и старушку мать. С 1 7 лет он,
блестящий публицист, начал печататься в журналах самых разных направлений. Его
работы касались философии, права, экономики, литературы, эстетики... Он был
поистине универсальным журналистом. Однако его политическое кредо оставалось
неизменным: «народно-бурная» революция, для которой все средства хороши. |