С точки
зрения Герцена, основой нового строя, который может спасти людей от угнетения и
нищеты, должен стать социализм. В XIX в. под социализмом понимали самые разные
идеи, но их объединяло стремление ликвидировать угнетение человека человеком.
Герцен считал, что решить эту задачу возможно, если в основу нового общества
будет положена русская община, которая с помощью самоуправления организует
жизнь деревни. Герцен считал, что при определённых условиях она позволит
труженикам жить своим умом, а не по указке чиновника или капиталиста. «Мы
русским социализмом называем тот социализм, — писал Герцен, — который идёт от
земли и крестьянского быта... от общинного владения и общинного управления...
навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм
вообще, и который подтверждает наука». Упоминание о науке не случайно —
преодолеть отсталость страны, перейти к действительно свободной жизни может
лишь образованный, культурный человек. Община — это живая организация помощи
слабым, ограничивающая своеволие сильных. Но общину нужно освободить от невежества,
пресса налогов, от деспотизма самодержавия и помещиков. Поэтому общинный
социализм — свободное самоуправление организованных в общины тружеников —
невозможен без демократии, без освобождения крестьян от крепостничества и без
передачи им всей земли. Таким
образом, в работах Герцена, созданных в 1849—1850 гг., впервые были
сформулированы принципы народнической идеологии: переустройство общества на
основе освобождения тружеников, организованных в общины; сочетание
отечественных традиций самоуправления с западными достижениями: идеями
социализма, просвещением, политической демократией. 520 ские
нововведения исходили от помещиков, а теперь их бывшие крепостные оказались
предоставленными самим себе. Разорение и голод стали частыми гостями в
российских сёлах. Под
лозунгом «Земля и воля» действовали народники всех направлений. Избавить народ
от отрицательных последствий реформы Н.
Ярошенко. Курсистка. 70-е гг. XIX в. |