Многие
активисты народнического движения внезапно ощутили себя одинокими и
обречёнными. Правительство их преследовало, крестьянство «безмолвствовало»,
либералы сочувствовали, но сами были бессильны и неорганизованны. Террор
родился из стремления разбудить страну, заставить общество почувствовать свои
силы, прийти в движение. Именно так рассуждал лидер
крупной народнической организации «Народная воля» Андрей Иванович Желябов,
доказывая, что «история движется ужасно тихо, надо её подталкивать. Иначе
вырождение нации наступит раньше, чем опомнятся либералы и возьмутся за дело». И.
Репин. Арест
пропагандиста. ЛИБЕРАЛЬНОЕ
НАРОДНИЧЕСТВО В отличие
от народников-террористов многим их товарищам казалось, что историю
подталкивать не стоит. Эта часть народничества, получившая название либерального, возглавлялась такими известными публицистами,
как Николай Константинович Михайловский, Василий Павлович Воронцов, Сергей
Николаевич Кривенко. В Либеральные
народники не изменяли идеям, сложившимся в 60-е гг. XIX в. Они критиковали тех, кто считал Россию
обречённой на капиталистический путь развития, стремились найти в
крестьянской жизни ростки иного, более справедливого общественного строя и сами
были готовы их поддерживать. «Неспорно, что у мужика есть чему поучиться, — 523 НИКОЛАЙ
КОНСТАНТИНОВИЧ МИХАЙЛОВСКИЙ Вокруг
народника Н. К. Михайловского сложилась группа литераторов и публицистов,
которую в 90-е гг. XIX в. называли «литературной семьёй». В неё вошли те, кто трезво оценивал
увлечение русской самобытностью, не идеализировал народ, не укорял
интеллигенцию в разнообразных грехах. Михайловский выразил мнение соратников
словами: «Будем учиться у Европы, но так, как подобает взрослым людям: будем
руководствоваться её историческим опытом, выбирая из него подходящее; будем
изучать её мыслителей — ничего, что это не наша национальная философия, а
„иностранные книжки", — но будем изучать критически и прилагать западные
теории осмотрительно как потому, что они и сами по себе у себя на родине могут
оказаться ошибочными, так и потому, что условия нашей жизни имеют свои
особенности». Прогресс,
по Михайловскому, возможен лишь при устранении всего, что «безнравственно,
несправедливо, вредно, неразумно». Революция представлялась членам
«литературной семьи» опасной для развития цивилизации, они были сторонниками
эволюционного пути и призывали правительство к проведению разумных реформ во
имя народа. За это их подвергали резкой и непримиримой критике революционеры всех
течений. писал Н. К.
Михайловский, — но есть и нам что ему передать. И только из взаимодействия его
и нашего может возникнуть вожделенный новый период русской истории. Голос
деревни слишком часто противоречит её собственным интересам, и задача состоит
в том, чтобы, искренне и честно признав интересы народа своей целью, сохранить
в деревне, как она есть, только то, что действительно этим интересам
соответствует». Либеральные
народники уже не были теми молодыми, охваченными энтузиазмом студентами, которые
сначала «шли в народ», потом — в террористическое подполье, а затем восходили
на эшафот. И Михайловскому, и его соратникам довелось пережить крушение многих
замыслов, гибель друзей и даже «измену» некоторых выдающихся революционных лидеров,
перешедших в стан врагов. Так, в |