Предыдущая Следующая

Многие активисты народниче­ского движения внезапно ощутили себя одинокими и обречёнными. Правительство их преследовало, кре­стьянство «безмолвствовало», либе­ралы сочувствовали, но сами были бессильны и неорганизованны. Тер­рор родился из стремления разбу­дить страну, заставить общество по­чувствовать свои силы, прийти в движение. Именно так рассуждал

лидер крупной народнической орга­низации «Народная воля» Андрей Ива­нович Желябов, доказывая, что «исто­рия движется ужасно тихо, надо её подталкивать. Иначе вырождение на­ции наступит раньше, чем опомнятся либералы и возьмутся за дело».

И. Репин.

Арест пропагандиста.

1892 г.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО

В отличие от народников-террори­стов многим их товарищам казалось, что историю подталкивать не стоит. Эта часть народничества, получившая название либерального, возглавлялась такими известными публицистами, как Николай Константинович Михай­ловский, Василий Павлович Ворон­цов, Сергей Николаевич Кривенко. В 1876 г. рупором либерального народ­ничества стала газета «Неделя», изда­вавшаяся в Петербурге. В журналах «Отечественные записки» и «Русское богатство» одну за другой печатал свои работы Михайловский.

Либеральные народники не из­меняли идеям, сложившимся в 60-е гг. XIX в. Они критиковали тех, кто счи­тал Россию обречённой на капита­листический путь развития, стреми­лись найти в крестьянской жизни ростки иного, более справедливого общественного строя и сами были готовы их поддерживать. «Неспорно, что у мужика есть чему поучиться, —

523

 

 

 

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ МИХАЙЛОВСКИЙ

Вокруг народника Н. К. Михайловского сложилась группа литераторов и публицистов, которую в 90-е гг. XIX в. называли «литературной семьёй». В неё вошли те, кто трезво оценивал увлечение русской самобытностью, не идеализировал народ, не укорял интеллигенцию в разнообразных грехах. Михайловский выразил мнение соратников словами: «Будем учиться у Европы, но так, как подобает взрослым людям: будем руковод­ствоваться её историческим опытом, выбирая из него подходящее; бу­дем изучать её мыслителей — ничего, что это не наша национальная философия, а „иностранные книжки", — но будем изучать критически и прилагать западные теории осмотрительно как потому, что они и сами по себе у себя на родине могут оказаться ошибочными, так и потому, что условия нашей жизни имеют свои особенности».

Прогресс, по Михайловскому, возможен лишь при устранении всего, что «безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно». Ре­волюция представлялась членам «литературной семьи» опасной для развития цивилизации, они были сторонниками эволюционного пути и призывали правительство к проведению разумных реформ во имя народа. За это их подвергали резкой и непримиримой критике рево­люционеры всех течений.

писал Н. К. Михайловский, — но есть и нам что ему передать. И только из взаимодействия его и нашего может возникнуть вожделенный новый пе­риод русской истории. Голос дерев­ни слишком часто противоречит её собственным интересам, и задача со­стоит в том, чтобы, искренне и чест­но признав интересы народа своей целью, сохранить в деревне, как она есть, только то, что действительно этим интересам соответствует».

Либеральные народники уже не были теми молодыми, охваченными энтузиазмом студентами, которые сначала «шли в народ», потом — в тер­рористическое подполье, а затем вос­ходили на эшафот. И Михайловскому, и его соратникам довелось пережить крушение многих замыслов, гибель друзей и даже «измену» некоторых выдающихся революционных лиде­ров, перешедших в стан врагов. Так, в 1883 г. Лев Александрович Тихомиров, один из вождей «Народной воли», объ­явил о разрыве с революционным движением и стал доказывать, что только под властью самодержцев Рос­сия будет успешно развиваться.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org