Правительство, заинтересованное в платёжеспособности
ясачных людей, иногда брало их под свою защиту. В 586 государственным крестьянам. Однако «инородцам»
предоставлялись льготы — освобождение от поставки рекрутов для армии, а также
рассрочка при уплате налогов и отбывании повинностей. И всё же, несмотря на трудности и беды, общая
численность «инородцев» к концу XIX в. увеличилась, правда
в основном за счёт наиболее многочисленных народностей (бурятов и якутов).
Некоторые малые народы влились в их состав или растворились в среде русского
населения. Длительные добрососедские отношения с коренным населением были
полезны и тем и другим. Аборигены заимствовали у русских более высоко развитые
земледелие, скотоводство, ремёсла, бытовые навыки, умение строить дома,
огнестрельное оружие и многое другое. А российские «насельники» нового края
всегда учитывали многовековой опыт жизни сибирских аборигенов. РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ СИБИРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Большую роль в жизни и взаимоотношениях всего населения
Сибири играла религия. Русское население исповедовало православие, у коренного
населения издавна преобладал шаманизм. Однако и Православная церковь, и
государственная администрация уже в XVII в.
пытались вытеснить местные религиозные верования; боролись они и с заносимыми
в Сибирь старообрядчеством, сектантством, другими вероисповеданиями. Строились
православные храмы и монастыри, всё больше аборигенов обращалось в
православие. К середине XIX в. оно стало основной
религией в Сибири, но, даже крестившись, «инородцы» далеко не всегда порывали с
язычеством. Шаманизм — это древняя форма религии, основанная на
вере в существование невидимых добрых и злых духов, которые могут влиять на
человеческие судьбы. Только особые люди, шаманы, совершая
определённые обряды — камлания, — способны, вступая в общение с духами, уговорить
их помочь или навредить людям. Священнодействовал шаман в специальном одеянии.
Обряд сопровождался ударами в бубен, песнями, выкриками, пляской, с помощью
которых шаман доводил себя до исступления. Люди верили: его устами с
присутствующими на камлании говорят духи. Считалось, что камлание излечивает
от болезней, позволяет предсказать будущее, отвести беду и т. д.
Распространение среди аборигенов христианской религии подрывало веру в
шаманизм, но совершенно искоренить его не удалось. Камлание. Обряд жертвоприношения у
бурят-шаманистов. 587 ССЫЛЬНЫЕ Самой неимущей и бесправной частью сибирского населения
были ссыльные из Европейской России. В первой половине XIX в.
ежегодно доставляли 7—8 тыс. человек, во второй — вдвое больше. Но на ссыльных
приходилось всего 5% численности населения края.
Среди ссыльных наряду с закоренелыми преступниками — их в Сибири называли
«варнаками» — немало встречалось и таких, кто просто оступился в жизни —
«несчастных». Независимо от вины все они, за исключением каторжных, которых
отправляли на особо тяжёлые работы, приписывались к крестьянским селениям. Эти
люди должны были «сыскивать себе пропитание». Не находя заработка в сёлах и не
имея никакого пособия со стороны, больше половины ссыльных разбредалось по
Сибири. Эта «летучка», насчитывавшая иногда десятки тысяч человек,
существовала благодаря случайным и сезонным заработкам на заимках старожилов,
попрошайничеству, мелкому воровству, позже — работе на приисках и т. п. Некоторые
бродяги добирались до родных мест за Уралом, но обычно их ловили и возвращали в
Сибирь. Лишь немногим из ссыльнопоселенцев удавалось «водвориться» —
обзавестись крестьянским хозяйством. Многие ссыльные, растеряв здоровье в мытарствах,
так и не создав семьи, умирали, не оставив потомства. |