Предыдущая Следующая

АБОРИГЕНЫ СИБИРИ

Коренное население Сибири (более сотни различных народностей) обитало преимущественно на ок­раинах, обрамляя огромную внут­реннюю часть Сибири. Большую часть его составляли кочевые и бро­дячие народности. Самые много­численные из них — буряты и яку­ты — были и наиболее развитыми. В другую группу входили так назы­ваемые малые народности — эвен­ки (тунгусы), юкагиры, нганасаны, коряки, чукчи и многие другие. Сре­ди них первое место по числен­ности занимали эвенки, которых в конце XIX в. насчитывалось до 65 тыс. человек. Территория их расселения простиралась от Енисея до Охотского моря и от тундры до

Коряки у юрты. Гравюра. 1895 г.

Амура, составляя примерно 2 млн. км2. Часть эвенков называлась «си­дячими». Они жили главным об­разом за счёт рыбной ловли и добычи морского зверя — китов, моржей, тюленей. Однако большин­ство эвенков были кочевыми и бро­дячими охотниками, а также олене­водами. Семья обычно имела 20—25 оленей. Хозяева, которые наряду с оленеводством занимались и охо­той, обеспечивали себя питанием и одеждой, могли перевозить людей и грузы. Некоторые семьи владели стадами, насчитывавшими сотни голов. Зимой олени под присмот­ром женщин паслись у стойбища, а летом несколько хозяев объединя­лись и перегоняли свои стада в бо­гатые кормами места.

Но главным и излюбленным де­лом эвенков была охота на мясного и пушного зверя. Для неё использо­вались кремнёвые ружья или луки со стрелами, рогатины, «пальмы» (боль­шие ножи на длинных рукоятках), различные капканы, ловушки. Часто охотились с собаками. Самой изну­рительной считалась охота «гоном» на лося и изюбря (дальневосточно­го благородного оленя): нередко приходилось преследовать зверя не­сколько суток — охотник буквально

585

 

 

Гилякская женщина. Гравюра. 1895 г.

валился с ног от усталости... Более лёгкой была охота на диких оленей «с манкой» — приручённым оленем с рогами, опутанными ремнями. Ди­кий олень, увидев чужака, вступал с ним в драку, запутывался в его рем­нях и, не видя приближения охотни­ка, становился его трофеем. Диких оленей, лосей, а иногда и других зве­рей (в том числе китов) добывали сообща. Но и охотник-одиночка мог оставлять себе только пушнину — мясо делили на всё стойбище, т. е. на два-три чума. При удачной охоте стойбище переносили к месту до­бычи до того времени, пока её не съедали.

Власть у эвенков принадлежала родовым управлениям, состоявшим из старейшин или князьков — как правило, богатых людей. Они к тому же занимались торговлей и ростов­щичеством и под видом взаимопо­мощи нередко превращали сороди­чей в неоплатных должников. Те вынуждены были работать на «благо­детелей» в качестве косцов, возчиков, пастухов или за бесценок уступать своим хозяевам добытую пушнину. Некоторые из должников, порывая родственные отношения, убегали из

своих кочевий, находя убежище у других народов, или нанимались ра­ботать на прииски, в города.

Основная государственная обя­занность коренных жителей Сибири состояла в уплате ясака (дани) пуш­ниной: шкурками соболей, песцов, куниц, бобров, горностаев, белок и другого ценного зверя. «Соболиная казна» в XVIII в. давала до четверти го­сударственных доходов. А потому правительство предписывало обхо­диться с «ясачными людьми» ласково, «не чиня им не только каких-либо притеснений, обид, грабительств, но ниже (даже. — Прим. ред.) малейших убытков». Это, однако, не мешало алч­ным скупщикам и чиновникам оби­рать наивных охотников.

Корыстные торговцы наезжали в стойбища и другие поселения к концу каждого промыслового сезо­на. Там они начинали «сердцевать» с хозяевами, т. е. добиваться их распо­ложения. В ход шли «ласковые речи» и спирт. Доверчивые люди быстро открывали перед гостями мешки с пушниной. И тогда за фунт (400 г) пороха отдавали десяток белок, за горсть бисера — песца... Обман, об­вес, обсчёт, аренда за бесценок бога­тейших сенокосных, рыбных и дру­гих угодий — всё использовалось торговцами для наживы. Обогаща­лись в Сибири не только сборщики ясака, но и прочие «начальники». Не обращая внимания на законы, они вымогали у «инородцев» подарки, штрафовали их, делали приписки к недоимкам и другим поборам в свою пользу.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org