Предыдущая Следующая

Езда на собаках против течения.

СИБИРСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО

Более 90% населения Сибири прихо­дилось на сельскую местность. По­мещичьего землевладения и крепост­ного права в крае почти не было. Согласно реформе 1861 г., здесь были освобождены только 3700 человек, принадлежавших 36 помещикам.

Русские крестьяне были основ­ной трудовой силой в Сибири. Поко­ление за поколением отвоёвывали они у тайги и целины участки для пашни, создав в крае устойчивые земледелие и животноводство. Эту хозяйственную основу почти везде дополняли промыслы: рыболовство, охота, извоз и др. На сибирских про­сторах большинство крестьян не ис­пытывали недостатка в земле, а в слу­чае надобности поднимали новь, заводили заимки (так назывался земельный участок, занятый кем-либо по праву первого владения, обычно вдали от других пахотных земель), о которых власти не знали десятиле­тиями. И хотя верховным собствен­ником земли в Сибири считалось го­сударство, крестьяне самостоятельно распоряжались обработанными участ­ками: сдавали их в аренду, продава­ли, передавали по наследству. За­житочное сибирское крестьянство могло прокормить переселенцев, ра­бочих на золотых приисках и других потребителей. Значительная часть сибирского хлеба, мяса, масла выво­зилась в Европейскую Россию.

Однако это не означает, что жизнь крестьян проходила легко, без притеснений и бед. К повседневно­му нелёгкому труду добавлялись всё возраставшие требования государст­ва. Оно определяло обязанности и ограничивало права крестьян; взима­ло с них подушную подать, денеж­ный оброк; принуждало выполнять многочисленные и тягостные по­винности (например, ямские, мосто­вые, по ловле беглых, поставке рек­рутов и т. д.). Различные земские и мирские поборы, произвол и лихо­имство чиновников усиливали это бремя.

К тому же и в самой крестьян­ской среде не все были в одинаковом положении. Уже в 1819 г. сельских жителей официально подразделяли на «самых богатых», «достаточных», «посредственных» и «совершенно неимущих». Некоторые из богатых крестьян имели до 400 га обрабаты­ваемой земли, 1000 голов скота и более 20 работников. Последними становились попавшие в кабалу за долги односельчане, переселенцы-новосёлы и особенно часто ссыль­нопоселенцы, продававшие свой труд только за пропитание и кров.

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Вольные сибиряки, несмотря ни на что, жили полнокровной жизнью. Особенно ярко это проявлялось в дни религиозных и календарных праздников. По российским обыча­ям в городах и деревнях собирались

584

 

 

весёлые застолья с песнями и пляс­ками; в селениях молодёжь водила хороводы; устраивались конные со­стязания, борьба силачей и другие игрища «добрых молодцев» и «крас­ных девиц». Излюбленным празд­ничным развлечением было взятие снежного городка, обычно приуро­ченное к последнему дню «госпожи Масленицы». Тогда царило общее веселье. Великий художник-сибиряк В. И. Суриков изобразил эту забаву на картине, которая так и называет­ся «Взятие снежной крепости».

На Алтае сложилась традиция ежегодно устраивать по селениям «съезжие праздники». На них соби­рались сотни гостей из окрестных, а порой и дальних мест. Хозяева раз­водили прибывших по домам, теши­ли весельем и хлебосольем, обмени­вались с ними новостями. Потом начинались уличные игры, а иногда и торг. При укоренившемся в Сиби­ри обычае брать невест из других селений парни и девушки пригляды­вались здесь друг к другу, знакоми­лись и нередко договаривались свя­зать свои судьбы браком. А в весёлых и красочных свадьбах с назидания­ми и пожеланиями участвовало всё сельское общество. Сибирские семьи были очень крепкими, разводы слу­чались редко.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org