Езда на собаках против течения. СИБИРСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО Более 90% населения Сибири приходилось на сельскую
местность. Помещичьего землевладения и крепостного права в крае почти не
было. Согласно реформе Русские крестьяне были основной трудовой силой в
Сибири. Поколение за поколением отвоёвывали они у тайги и целины участки для
пашни, создав в крае устойчивые земледелие и животноводство. Эту хозяйственную
основу почти везде дополняли промыслы: рыболовство, охота, извоз и др. На
сибирских просторах большинство крестьян не испытывали недостатка в земле, а
в случае надобности поднимали новь, заводили заимки (так
назывался земельный участок, занятый кем-либо по праву первого владения, обычно
вдали от других пахотных земель), о которых власти не знали десятилетиями. И
хотя верховным собственником земли в Сибири считалось государство, крестьяне
самостоятельно распоряжались обработанными участками: сдавали их в аренду,
продавали, передавали по наследству. Зажиточное сибирское крестьянство могло
прокормить переселенцев, рабочих на золотых приисках и других потребителей.
Значительная часть сибирского хлеба, мяса, масла вывозилась в Европейскую
Россию. Однако это не означает, что жизнь крестьян проходила
легко, без притеснений и бед. К повседневному нелёгкому труду добавлялись всё
возраставшие требования государства. Оно определяло обязанности и ограничивало
права крестьян; взимало с них подушную подать, денежный оброк; принуждало
выполнять многочисленные и тягостные повинности (например, ямские, мостовые,
по ловле беглых, поставке рекрутов и т. д.). Различные земские и мирские
поборы, произвол и лихоимство чиновников усиливали это бремя. К тому же и в самой крестьянской среде не все были в
одинаковом положении. Уже в НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ Вольные сибиряки, несмотря ни на что, жили полнокровной
жизнью. Особенно ярко это проявлялось в дни религиозных и календарных
праздников. По российским обычаям в городах и деревнях собирались 584 весёлые застолья с песнями и плясками; в селениях
молодёжь водила хороводы; устраивались конные состязания, борьба силачей и
другие игрища «добрых молодцев» и «красных девиц». Излюбленным праздничным
развлечением было взятие снежного городка, обычно приуроченное к последнему
дню «госпожи Масленицы». Тогда царило общее веселье. Великий художник-сибиряк
В. И. Суриков изобразил эту забаву на картине, которая так и называется
«Взятие снежной крепости». На Алтае сложилась традиция ежегодно устраивать по
селениям «съезжие праздники». На них собирались сотни гостей из окрестных, а
порой и дальних мест. Хозяева разводили прибывших по домам, тешили весельем и
хлебосольем, обменивались с ними новостями. Потом начинались уличные игры, а
иногда и торг. При укоренившемся в Сибири обычае брать невест из других
селений парни и девушки приглядывались здесь друг к другу, знакомились и
нередко договаривались связать свои судьбы браком. А в весёлых и красочных
свадьбах с назиданиями и пожеланиями участвовало всё сельское общество.
Сибирские семьи были очень крепкими, разводы случались редко. |