В 1484 г. архиепископом Новгородским стал Геннадий
Гонзов, человек решительный и жёсткий в отстаивании чистоты православной
веры. Сведения о евреях и их религии Геннадий мог черпать только «из вторых
рук», поскольку Северо-Западная Русь тесных контактов с еврейскими общинами не
имела. Главным «консультантом» новгородского архиепископа по «еврейскому
вопросу» был доминиканский монах Вениамин, приехавший из Европы на Русь и
ставший приближённым советником Геннадия. В 80-х гг. XV в. при короле Фердинанде
испанская инквизиция подвергла жесточайшим гонениям евреев, ранее подчинившихся
королевским указам и перешедших в ка- 594 толическую веру ради сохранения жизни и имущества.
Инквизиционные трибуналы судили их за мнимую или действительную приверженность
религии предков, соблюдение иудейских обрядов и праздников. Тысячи людей были
сожжены на кострах по обвинению в тайном «жидовстве». Среди фанатичных
идеологов инквизиции, чаще всего доминиканских монахов, первое место по праву
принадлежит Великому инквизитору Томасу Торквемаде. Во времена Средневековья иудаизм воспринимали не как
религию, а как ересь, евреев же — как дьяволопоклонников. Известный историк
Рауль Хилберг выделяет три типа антиеврейской политики, применявшейся в Европе
как духовными, так и светскими властями: их насильственно обращали в
христианство, изгоняли (а также заключали в гетто), уничтожали. Именно к этим
методам чаще всего прибегал в Испании Великий инквизитор Торквемада, как и
Вениамин, принадлежавший к ордену доминиканцев. Архиепископ Геннадий сочувственно отнёсся к рассказам
Вениамина о деятельности испанской инквизиции и по возможности постарался перенять
опыт Торквемады. Например, после долгих расследований, богословских споров и
придворных интриг 27 декабря 1504 г. в деревянном срубе было сожжено несколько
человек, обвинённых в «ереси жидовствующих». Среди казнённых находился дьяк Иван
Курицын, брат известного дипломата Фёдора Курицына. Жестокости приговора
способствовало трагическое событие, произошедшее 14 лет назад в семье великого
князя Ивана III. Придворным лекарем Ивана в то время был некий Леон, еврей, приехавший в
Москву из Венеции, Когда в 1490 г. заболел старший сын великого князя Иван
Иванович Молодой, Леон самоуверенно пообещал Ивану III: «Я
твоего сына непременно вылечу, иначе — вели меня казнить!». 7 марта 1490 г.
наследник престола скончался, а 22 апреля неудачливому лекарю отсекли голову.
После этого случая многие стали видеть в евреях злобных колдунов,
чернокнижников и ГОНЕНИЯ НА ЕВРЕЕВ В ДРЕВНОСТИ Еврейский народ испытывал гонения
ещё в Древнем мире. Преследователи евреев, как правило, объясняли свою
ненависть к ним тем, что последним якобы присуши коварство и властолюбие.
Античный историк и географ Страбон в I в. до н. э. писал: «Еврейское племя сумело
уже проникнуть во все государства, и нелегко найти такое место во всей
вселенной, которое это племя не заняло бы и не подчинило бы своей власти». В
Средние века евреев преследовали в основном по религиозным мотивам. Вера в единого Бога Иегову оказала
сильнейшее влияние на психологию и культуру еврейского народа. С древнейших
эпох своей истории иудеи были убеждены, что только они знают Истинного Единого
Бога и являются Его избранниками. Благодаря этой вере евреи с гордым презрением
относились к «язычникам». После того как христианство стало государственной
религией Римской империи, отношение к евреям не изменилось. Основная причина
неприятия христианами иудаизма заключалась в том, что еврейский народ не
признал Иисуса Христа сыном Божьим и вынудил римского наместника Иудеи Понтия
Пилата подвергнуть его позорной казни — распять на кресте. |