Предыдущая Следующая

В результате трёх разделов Речи Посполитой (см. статью «Разделы Речи Посполитой и восстание Таде­уша Костюшко») большая часть её территории вошла в состав Россий­ской империи. Россия получила Бело­руссию, Литву, Волынь, Подолию и Привисленский край. Таким образом, проживавшие на этих территориях многочисленные еврейские общины оказались в российском государстве.

ПОД ВЛАСТЬЮ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРЕЙ

Екатерина II, стремившаяся создать в Европе мнение о себе как о «просве­щённой монархине», не допускала преследований евреев по религиоз­ным и иным мотивам. В её указе от

596

 

 

 

26 февраля 1785 г. было сказано: «Когда... еврейского закона люди во­шли уже на основании указов Её Вели­чества в состояние равное с другими, то и надлежит при всяком случае наблюдать правило, Её Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует поль­зоваться выгодами и правами, без раз­личия закона (веры. — Прим. ред.) и народа».

Равноправие, обещанное евреям указами императрицы, на деле осуще­ствлялось далеко не всегда. Именно в царствование Екатерины II начала формироваться так называемая черта оседлости, т. е. территория, в грани­цах которой законодательство импе­рии позволяло проживать еврейским общинам. Впервые о черте оседлости сказано в екатерининском указе от 28 декабря 1791 г. В XVIII столетии черта оседлости включала в себя часть Польши, Белоруссию, Литву и Право­бережную Украину. В XIX в. эта тер­ритория расширилась за счёт Черни­говской и Полтавской губерний, а также Бессарабии. В Курляндской гу­бернии, на Кавказе и в Средней Азии имели право на жительство только родившиеся там евреи. В пределах черты оседлости евреям запрещалось селиться в деревнях, а также в Киеве, Ялте и Севастополе. За её пределами могли жить только богатейшие купцы и лица, получившие высшее или спе­циальное образование либо отслу­жившие положенный срок в армии, а также потомки последних. Сущест­вование черты оседлости стало ос­новным признаком неравноправия евреев по отношению к остальному населению Российского государства. Она ограничивала свободу передви­жения евреев по стране, которые, сле­довательно, не могли учиться или заниматься торговлей и промышлен­ным предпринимательством там, где им хотелось бы. Черту оседлости уп­разднили только после падения мо­нархии, 2 апреля 1917 г., законом «Об отмене вероисповедных и националь­ных ограничений».

Екатерина II обещала сохра­нить за еврейскими общинами те права, которые они имели в Речи Посполитой. Однако на деле многие из этих прав были нарушены или отменены. В 1794 г. правительство издало указ, согласно которому с ев­реев-мещан и купцов следовало со­бирать вдвое больше податей, чем с христиан. Современный историк С. М. Дубнов отмечал, что притесне­ния «за принадлежность к еврейской нации и религии сохранили свою силу во всём строе законодательства. Евреи не считались настоящими гражданами страны и не пользова­лись всеми гражданскими правами». У евреев, живущих в России в XVIII в., была только одна возможность сде­лать карьеру — принять православную веру. Те, кто решался на этот шаг, не­редко достигали вершин власти.

Стремившийся к либеральным реформам император Александр I со­здал в 1802 г. Еврейский комитет. В него вошли известные государствен­ные деятели: министр юстиции и ге­нерал-прокурор Г. Р. Державин, ми­нистр внутренних дел В. П. Кочубей и товарищ (заместитель) министра ино­странных дел А. Е. Чарторыйский. После долгих споров Комитет в ок­тябре 1804 г. выработал «Положение для евреев». Автором этого документа был Михаил Михайлович Сперан­ский, знаменитый в будущем госу­дарственный деятель и либеральный реформатор. В «Положении...» Спе-


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org