Предыдущая Следующая

Но главное заключалось в том, что ни правительство, ни сам император Александр III не сделали официально­го заявления, в котором осудили бы по­громы. Пострадавшие не получили от государства не только материальной поддержки, но даже моральной. Граф Н. П. Игнатьев, министр внутренних дел, в ответ на жалобы евреев обратил их внимание на то, что западная гра­ница империи перед ними открыта...

После Кишинёвского погрома 1903 г. Фотография.

600

 

 

 

«отцов и детей». «Отцы» продолжали вести патриархальный образ жизни в черте оседлости, пунктуально сле­дуя всем догматам иудаизма, «дети» же рвались в столичные города им­перии. Закончив университеты и институты (и получив тем самым право селиться за пределами черты оседлости), они становились ад­вокатами, предпринимателями, ли­тераторами, революционерами. Особенно возросло число евреев-революционеров в последние два десятилетия XIX в.

СИОНИЗМ

И АНТИСЕМИТИЗМ

Активное вторжение евреев в эконо­мическую и общественную жизнь империи встревожило власть иму­щих. В царствование Александра III (1881 — 1894 гг.) были изданы рас­поряжения: о запрещении евреям вновь селиться в сёлах и деревнях («Временные правила» от 3 мая 1882 г.), ограничении приёма еврей­ских детей в гимназии и универси­теты (1887 г.), о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.), недопущении евре­ев в состав гласных городских дум (1892 г.) и др. В результате этих при­теснений резко усилилась еврейская эмиграция из России. В основном евреи переселялись в Северную Аме­рику и Палестину. Тогда же возник и сионизм (от названия священного холма Сион в Иерусалиме; на этом холме находится храм Иеговы) — движение, ставящее своей целью об­разование еврейского государства в Палестине.

В 1881 — 1882 гг. в ряде южных городов России начались расправы местных жителей над евреями. Такие расправы, названные «погромами», неоднократно происходили позднее и часто сопровождались убийствами евреев. Погромы были связаны с за­рождением и развитием в Европе ан­тисемитизма, проникшего и в Рос­сию. Официально антисемитизм возник в последней четверти XIX в. в Германской империи. Антисемиты

Пожилые супруги-евреи с мальчиком. Фотография начала XX в.

утверждали, что еврей, или семит, уже по племенным особенностям не способен ужиться с арийцем-христианином; что он слишком энерги­чен и стремится всё захватить в свои руки, везде первенствовать; что он уже достиг преобладания в промыш­ленности и финансах, политике, суде, печати и науке, вытесняя хри­стианина из всех этих областей. Одни последователи антисемитизма требовали, чтобы у евреев отняли да­рованное им законом гражданское равноправие; другие — введения для евреев таких ограничений и стесне­ний, которые бы разорили их и за­ставили уехать из страны. В отличие от средневековых гонений на евре­ев по причинам в основном рели­гиозного характера антисемитизм предъявлял этому народу претензии экономического и политического порядка.

Отчасти в пропаганде антисе­митов отражались реальные факты активного участия евреев в между­народной финансовой жизни XIX в., на что обращает внимание из­вестный специалист в области со­циальной психологии X. Арендт. Она пишет: «Превращение Рот­шильдов в международных банки­ров и их неожиданное возвышение над остальными еврейскими бан­кирскими домами изменили всю

601

 

 

структуру еврейского государствен­ного бизнеса... Это дало новый сти­мул для объединения евреев как группы, причём международной группы». «Исключительное положе­ние дома Ротшильдов оказалось объединяющим фактором в тот мо­мент, когда религиозно-духовная традиция перестала объединять ев­реев. Для неевреев имя Ротшильда стало символом международного характера евреев в мире наций и национальных государств. Никакая пропаганда не могла бы создать символ более удобный, чем создала сама действительность».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org