Предыдущая Следующая

Именно Дубельт окончательно сформировал аппарат жандармерии. Благодаря его усилиям служба в кор­пусе перестала восприниматься об­ществом как занятие, недостойное порядочного человека. И на службу к Дубельту охотно шли армейские и морские офицеры из дворян. Сам Ле­онтий Васильевич, по сути своей вполне соответствуя характеристике, данной ему Герценом, внешне был образцом «благородного жандарма». Он умел производить на собеседни­ка чарующее впечатление. Множест­во людей превозносили его доброту. Ф. М. Достоевский, которого Дубельт допрашивал по делу тайного обще­ства петрашевцев, назвал шефа жан­дармов «преприятным человеком».

Лицемерное сочувствие, при­крывающее внутреннюю жестокость, светская обходительность, умение по­нравиться и войти в доверие, лице­действо — всё это стало нормой по­ведения в III Отделении. Вот как описывал А. К. Толстой в сатире «Сон Попова» допрос в жандармерии:

Но дверь отверзлась, и явился в ней

С лицом почтенным, грустию

покрытым,

Лазоревый полковник. Из очей

628

 

 

 

Обер-офицер гвардейского

жандармского эскадрона

в парадной форме.

Катились слёзы по его ланитам.

Обильно их струящийся ручей

Он утирал платком, узором шитым,

И про себя шептал: «Так! Это он!

Таким он был едва лишь из пелён...

И я хочу вам быть второй отец,

Хочу вам дать для жизни

наставленье.

Заблудших так приводим мы овец

Со дна трущоб на чистый путь

спасенья.

Откройтесь мне равно как на духу.

Что привело вас к, этому греху?»

Начальником штаба, а затем и глав­ноуправляющим III Отделения Ду­бельт оставался до своей отставки в 1856 г.

В 1867 г. в каждой губернии ев­ропейской части России, а также при железных дорогах были образо­ваны жандармские управления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

И РЕВОЛЮЦИОННОЕ

ДВИЖЕНИЕ

В 1866 г., сразу же после покушения Дмитрия Каракозова на императора Александра II, был назначен новый главноуправляющий III Отделением

Пётр Андреевич Шувалов. Он длитель­ное время пользовался настолько большим влиянием на внутреннюю политику государства, что получил у современников прозвище Пётр IV.

III Отделение как орган полити­ческой полиции, методы работы кото­рой мало изменились со дня её осно­вания в 1826 г., оказалось бессильным перед партией «Народная воля». С конца 70-х гг. XIX в. она начала при­менять политический террор против представителей власти. Жертвой этого террора в 1878 г. стал и сам главноуправляющий III Отделением Н. В. Мезенцев, убитый известным революционером С. М. Степняком-Кравчинским. Для организации борь­бы с политическим террором в фев­рале 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия по охра­нению государственного порядка и общественного спокойствия во главе с героем русско-турецкой войны 1877—1878 гг. генералом Михаилом Тариэловичем Лорис-Меликовым. Ви­дя, с одной стороны, неэффектив­ность деятельности III Отделения, а с другой — его крайнюю непопуляр­ность в обществе, генерал предложил Александру II реорганизовать систему управления общей и политической полицией в России. Летом 1880 г. III Отделение упразднили, а руковод­ство политической полицией пере­дали Министерству внутренних дел. Министр внутренних дел стал одно­временно и шефом жандармов.

В 1883 г. император Алек­сандр III утвердил положение «Об устройстве секретной полиции в Империи». В нём предусматрива­лось создание местных органов по­литической полиции в крупных го­родах, иначе говоря — охранных отделений, прозванных в народе «охранкой». Её агенты проникали в организации революционеров и нередко проваливали их. Однако никакими полицейскими мерами правительство не сумело предот­вратить события революции 1905 г. Более того, неумелые, несогласо­ванные действия городских властей и полиции стали одной из причин распространения революционных настроений в России.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org