Предыдущая Следующая

Применение патронов с метал­лической гильзой повлекло за собой разработку многозарядного, так на­зываемого «магазинного» оружия. В России была создана специальная ко­миссия, рассматривавшая наиболее перспективные проекты. К 1890 г. она отобрала два варианта магазинной винтовки — русского конструктора С. И. Мосина и бельгийского фабри­канта Л. Нагана. Русский оружейник работал над своей моделью почти де­сять лет. После опытных стрельб вы­явилось некоторое преимущество винтовки Мосина, которую и приняли на вооружение. Однако сочли целе­сообразным внести в её конструк­цию изменения, частично заимство­ванные из системы Нагана, частично по предложениям членов испыта­тельной комиссии.

В результате винтовка не полу­чила имени автора и стала называть­ся «трёхлинейной пехотной винтов­кой образца 1891 г.», что отражало её калибр в три линии (7,62 мм). Столь малый калибр был обязателен для магазинных винтовок. Вследствие их

скорострельности (до 30 выстрелов в минуту) солдату полагалось иметь при себе много патронов, тогда как увеличение калибра влекло за собой уменьшение количества патронов. В этой винтовке впервые в России был применён патрон с новым бездым­ным порохом.

Винтовка Мосина была надёж­ным боевым оружием и использова­лась в русской армии около 50 лет. Она модифицировалась только дваж­ды. Первый раз — в 1910 г., когда заме­нили прицел, поскольку появился но­вый патрон с остроконечной пулей. Дальнобойность винтовки (по прице­лу) повысилась с 1920 м до 2276 м. Второй раз — в 1930 г., когда про­извели некоторые технологические улучшения. «Трёхлинейка» сущест­вовала в трёх вариантах — пехотном, драгунском и казачьем. После 1924 г. на вооружении пехоты и кавалерии осталась драгунская винтовка как бо­лее короткая и удобная. Созданный на её базе в 1910 г. «трёхлинейный» ка­рабин поступал только в специальные подразделения (например, артилле­рийские, связи).

В 1895 г. армейские офицеры получили револьвер системы Нагана. Семизарядный револьвер имел ка­либр 7,62 мм и отличался такой на­дёжностью, что, подобно винтовке Мосина, служил несколько десятиле­тий. Это оружие приобрело настоль­ко широкую известность в России, что слова «наган» и «револьвер» пре­вратились в синонимы.

Револьвер системы Смит-Вессон.

Пехотная винтовка системы Мосина образца 1891 г.

 

 

 

 

 

 

 

Заучив даты великих сражений, имена государей и сроки правления парламентов, нельзя утверждать, что знаешь историю. Под внешним слоем шумных баталий и блестя­щих коронаций скрывается «тихая история» повседневности. Важней­шие изменения в этом глубинном слое растягиваются на десятиле­тия и века, ускорить их почти не­возможно. Каждый день люди одева­ются, завтракают, идут в школу или на работу, а вечером развлека­ются. Каждый день — от времён египетских пирамид до настоящей минуты. Знать историю значит иметь представление не только о знаменитых событиях, правите­лях, полководцах и мыслителях, но и о том, чем питались, во что оде-

вались, где учились и работали да­лёкие предки.

Быт Российской империи, существовавший на протяжении двух столетий, исчез, канул в небы­тие. Ушло великолепие дворянских усадеб и грязь городских булыжных мостовых, ушли изысканные званые обеды и дуэли. Современный город так же мало похож: на российский город времён Николая I, как дача — на помещичий дом той эпохи. Лишь книги и фильмы сохраняют образы людей ушедшей России: придворных в напудренных париках и купцов с окладистыми бородами, благород­ных офицеров со шпагами и солдат в штыковой атаке, гимназистов в форме и с кокардами на фуражках, их учителей в пенсне и с бородками.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org