По плану екатерининских времён
полностью изменилась сеть улиц Костромы, центр города был отведён для
строительства административных зданий и самых больших во всей провинциальной
России торговых рядов. Центр города, застроенный каменными зданиями,
создавался несколько десятилетий и стал образцом русской архитектуры эпохи
классицизма. Кострома процветала и застраивалась вплоть до XX в.; со
временем здесь появились банки, больницы, музеи. Памятник Ивану Сусанину в
Костроме. Фотография конца XIX в. ОБЫЧАИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА Реформы Петра I изменили
жизнь города. В русском обществе до конца XVII в. не
было возможности и места — кроме как в церкви — для общения лиц одного или
различных сословий, если людей не связывали родственные либо тесные служебные
отношения. В общественной жизни женщины практически не принимали участия. 644 Пётр I активно
вводил ассамблеи, на смену которым во второй половине XVIII — начале XIX
в. пришли балы. По мнению известного советского
философа и литературоведа Ю. М. Лотмана, бал стал «областью общественного
представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм
дозволенного в России той поры коллективного быта... В жизни русского столичного
дворянства XVIII — начала XIX
в. время разделялось на две половины: пребывание
дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам — здесь дворянин выступал
как частное лицо; другую половину занимала служба — военная или статская, в которой
дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству, как
представитель дворянства перед лицом других сословий. Противопоставление этих
двух форм поведения снималось в венчающем день „собрании" — на балу или
званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был
ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе
— он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. Таким образом, бал оказывался,
с одной стороны, сферой, противоположной службе, — областью непринуждённого
общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии (лестницы)
ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные
ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог
почувствовать себя выше стареющего, побывавшего в сражениях полковника». Балы, особенно в столицах,
имели строгую иерархию (начиная с придворных и кончая купеческими и
мещанскими), в соответствии с которой составлялись их программа и список
приглашённых. Особенно пышными были рождественские балы, праздники на Масленицу
и Пасху. Пушкин записал в дневнике: «6
марта. Слава Богу. Масленица кончилась, а с нею и балы. Описание
последнего дня Масленицы (4 марта) даст понятие о прочих. Избранные званы были
во дворец на бал утренний, к половине первого. Другие на вечерний, к половине
девятого. Я приехал в девять. Танцевали мазурку, коей окончился утренний бал.
Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд.
Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним
счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя
Кочубея; таким образом, ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближённые не
были приглашены, потому что их имена в списках не стояли». Древняя традиция ходить ряжеными
во время рождественских и весенних праздников, балы при дворе Елизаветы
Петровны с переодеванием дам в мужские костюмы, а кавалеров — в женские,
манера императриц Елизаветы и Екатерины II надевать
гвардейские мундиры — всё это со временем создало моду на маскарады.
Переодевание противоречило традициям русской православной культуры, считалось
бесовским, поэтому маскарады, хорошо известные в культуре Европы, прививались
в России с трудом. |