Предыдущая Следующая

Попытки Ломоносова рефор­мировать университет не встретили понимания в Академии. И тогда учё­ный решил употребить все свои си­лы на создание нового университе­та по европейскому образцу. Его поддержал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шу­валов. Разместить университет пред­ложили в Москве, так как сюда дво­рянам и разночинцам (выходцам из духовенства, купечества, горожан) приехать «способнее», чем в Петер­бург: здесь «почти всякий имел у себя родственников и знакомых». Это значительно удешевляло содержа­ние студентов.

Хлопоты увенчались успехом: 12 января 1755 г. императрица под­писала указ об учреждении в Москве университета, а 2б апреля по евро­пейской традиции состоялась его инаугурация — торжественный акт открытия. В церемонии участвовали «знатнейшие персоны», иностранцы, духовенство и купечество. Прохо­дила она в переданном университету здании Главной аптеки у Красной площади. После приветственных речей приглашённые угощались

673

 

 

 

Памятник

М. В. Ломоносову

на родине учёного.

Памятник М. В. Ломоносову

перед Главным зданием

Московского государственного

университета.

«ликёрами и вином, чаем, шоко­ладами и конфетами», а вечером в Москве прошли народные гулянья с музыкой и иллюминацией. Пер­вым директором университета стал единомышленник Ломоносова — А. М. Аргамаков.

В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным заведе­нием в России, так как к тому вре­мени деятельность Академического университета фактически прекра­тилась. Студенты обучались на трёх факультетах — философском, меди­цинском и юридическом. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отде­лениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не при­нимали. Выпускники получали офи­церский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в евро­пейские университеты. Студенты были обязаны носить шпагу (чем они особенно гордились) и зелё­ный мундир с воротом и обшлага­ми красного цвета.

В университете поддерживался строгий порядок. За провинности студентов наказывали: отнимали шпагу, одевали на три дня в кресть­янское платье, сажали на хлеб и воду, лишали жалованья. На эти деньги им покупали Библию, которую и застав­ляли читать.

Обучение в университете про­должалось семь лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались фило­софия, математика, физика, а также исторические, словесные и эконо­мические науки. Затем они пере­ходили на юридический или меди­цинский факультет, где в течение четырёх лет изучали дисциплины по избранной специальности.

Московский университет, как в своё время и Академический, испы­тывал серьёзные трудности в органи­зации учебного процесса. Не хватало, например, русских преподавателей. Положение отчасти улучшилось в 70-х гг., когда к профессорам-выпуск­никам Академического университета языковеду А. А. Барсову и философу Н. Н. Поповскому присоединились их воспитанники, знаменитые впослед­ствии учёные философ Д. С. Аничков, профессор медицины С. Г. Зыбелин, географ и историк X. А. Чеботарёв, правовед С. Е. Десницкий и др. По-прежнему была невелика численность

674

 

 

 

студентов — от 50 до 100 человек. С одной стороны, некоторые гимна­зисты не желали продолжать учёбу, а с другой — правительство приглаша­ло студентов на государственную службу, не дожидаясь окончания ими полного курса.

Однако при всех трудностях роста создание и деятельность уни­верситета имели огромное зна­чение для культурной жизни Рос­сии. Здесь учились и преподавали известные впоследствии писате­ли-просветители Н. И. Новиков и Д. И. Фонвизин. Профессора пере­водили иностранные и издавали собственные учебники для студен­тов и гимназистов. Они участвова­ли в работе первых научных об­ществ — Вольного российского собрания, Общества испытателей природы и др. Талантливые учёные щедро делились знаниями не толь­ко со студентами. С 1779 г. при гим­назии действовала первая в России трёхгодичная педагогическая семи­нария для подготовки учителей. В том же году при университете был учреждён Благородный (дворян­ский) пансион. Его воспитанники поступали на гражданскую и воен­ную службу. Из университетского пансиона вышли такие выдающие­ся литераторы, как А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский. Образование, ко­торое можно было получить в пан­сионе, ничем не уступало универ­ситетскому.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org