Зарождение в России военно-учебных заведений связано с
именем Петра I.
В Кадет. Середина XVIII в. 683 ГРАФ АНГАЛЬТ И ИМПЕРАТОРСКИЙ
СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТСКИЙ КОРПУС В конце XVIII в. Сухопутный
Шляхетский корпус представлял собой во многих отношениях интересное явление,
прежде всего как пример проведения в жизнь идей эпохи Просвещения. К этому
времени он в соответствии с желанием Екатерины II стал
«рассадником новой породы людей». Система обучения в корпусе способствовала появлению энциклопедически
образованных людей; немалая заслуга в этом принадлежала директору корпуса
графу Фёдору Евстафьевичу Ангальту. Его директорство (1787—1794 гг.), в
основном совпавшее с Французской революцией, справедливо считается периодом
расцвета корпуса, который называли Рыцарской академией. Именно тогда закладывались
основы духа вольномыслия. Не случайно наряду с лицеем корпус оказался тем
гнездом, из которого «вылетело» немало будущих декабристов. Русский писатель Сергей Глинка, бывший воспитанник корпуса,
вспоминал: «Граф Ангальт не говорил с нами о причинах переворота европейского
мира, но, чтобы ознакомить нас с тогдашними обстоятельствами, учредил в нашем
зале новый стол со всеми современными заграничными известиями. В корпусе, а не
по выходе из него, узнал я о всех лицах, действовавших тогда на сценах европейского
театра. На том же столе помещены были ежемесячные русские издания:
„Зритель" Крылова, „Меркурий" Клушина, „Академические известия"
и „Московский журнал" Карамзина». Граф Ангальт, проводивший столь «опасные» педагогические
эксперименты, в При графе Ангальте в Сухопутном Шляхетском корпусе установился
своеобразный обычай. Кадеты заносили на доски, выставленные в зале, мысли
писателей и учёных, обратившие на себя внимание. По воскресеньям кадеты
собирались в зале, и здесь происходили чтение и обсуждение накопившегося за
неделю материала. Чтобы облегчить маленьким кадетам восприятие того, что им
надлежало постичь, каменную стену вокруг сада корпуса расписали фресками с
изображениями известных исторических событий, географических карт, небесных
светил и планет и многого другого, а также наставляющими изречениями. Стена
эта получила название «говорящей». Мальчики, бегая и играя в саду,
заглядывались на картинки и невольно запоминали обращённые к ним слова. Граф
Ангальт полагал, что отдельная фраза или картина может создать целый мир живых
образов и мыслей и запечатлеться в сознании надолго. Недаром один из бывших
воспитанников корпуса сказал, что граф Ангальт умел заставить говорить даже
стены. |