В ночь на 24 июня — в канун дня Ивана Купалы (Иоанна
Крестителя) — полагалось по древним, ещё языческим обычаям жечь костры, водить
хороводы, отправляться в заповедные леса искать волшебный цветок папоротника,
который расцветает лишь раз в году, ночью, и исчезает с рассветом. Даже царь
Алексей Михайлович, каравший подданных за ворожбу и колдовство, посылал в ночь
на Иванов день своих доверенных людей искать и собирать целебные травы. Весной и летом в церковные праздники устраивались
народные гулянья: в Духов день, Лазареву субботу, на Илью Пророка, Ивана
Постного 659 И. Бродский. Праздник в деревне. М. Шибанов. Празднество
свадебного договора. или Прохора и Никанора горожане и селяне, нарядно
одетые, отправлялись в загородные луга и рощи или за околицу сёл и деревень. В
это время устраивались и ярмарки, где торговали различной снедью, детскими
игрушками, галантерейными товарами. На ярмарках сооружали незамысловатые аттракционы:
качели, подкидные доски, шесты с привязанными на верхних концах призами — связкой
баранок или живым петухом, «гигантские шаги» — столбы, к которым сверху
прикреплялись длинные верёвки, заканчивающиеся у земли петлёй. Ухватившись за
верёвку и просунув ногу в петлю, можно было оттолкнуться ногами и шагнуть
на несколько метров вперёд, соревнуясь, кто окажется дальше всех. Во время зимних церковных праздников от дома к дому
ходили ряженые с поздравлениями-славословиями, устраивались катания с гор на
санках. По ледяной глади рек и озёр молодёжь бегала на коньках, строила снежные
городки и, разделившись на две группы, защищала или брала их приступом. КУЛАЧНЫЕ БОИ Издавна любимой молодецкой потехой как на Руси, так и в
императорской России XVIII—XIX вв.,
были кулачные бои. Назначались они на определённые дни, начиная с 6 декабря,
с Николы Зимнего, и заканчивались после Масленицы. В кулачной забаве не было
ожесточения, хотя для современного горожанина она и может показаться жестокой:
бойцы сходились, подобно древним богатырям, чтобы показать свою удаль и силу,
не имея в душе корысти. В Москве кулачные бои проходили на Красной площади, на
льду Москвы-реки, а в Петербурге — на Адмиралтейской площади, берегах Невы,
Малой Охте. Выходили улица против улицы, часть города против другой, селение
против селения. В Казани бились суконщики с мясниками, в Херсоне — каменщики с
грузчиками-биндюжниками, в Туле — заводские оружейники с посадскими парнями.
Бывали случаи, когда биться приходилось из-за каких-либо торговых интересов,
но подобные побоища не имели отношения к благородной потехе — кулачным боям. На вызов к бою, или на «затравку», как тогда говорили, высылали
детей. Те задевали своих сверстников — с противоположной стороны. На их защиту
выходили взрослые, а дети убегали. Между взрослыми начиналась схватка. Били
кулаками в грудь, голову, живот противника. Бились до истощения сил, иногда
увечили друг друга, и даже платили 660 жизнью за потеху. Слабые, но хитрые бойцы закладывали в
рукавицы камни, свинчатку, чугунные бабки, чтобы удар был сильнее. Однако если
это плутовство открывалось, то таких ловкачей били смертным боем и свои и
чужие. По воспоминаниям знаменитого бытописателя В. А.
Гиляровского, который был знатоком старинных русских обычаев, существовало несколько
видов боёв: «свалка-сцеплялка», «стенка на стенку» и «один на один». В
«свалку-сцеплялку» шли врассыпную, а бились толпой. Когда сражались «стенка на
стенку», то лучшие бойцы сначала не участвовали в схватке, а ждали своего
часа. Он наступал, если неприятель пробивал «стенку» — ряд бойцов. Тогда «надежда-боец»,
как называли лучших, мчался на помощь своим, держа шапку в зубах. Он бил кулаками
во все стороны, таранил вражью стенку, восстанавливал боевое равновесие и
убегал обратно, предоставляя остальным закончить дело. |