Участники схваток «один на один» считались самыми
сильными и умелыми и, как правило, не бились в сражениях «стенка на стенку» или
«свалка-сцеплялка». У каждого из них были свои почитатели-болельщики, которые
ставили на них заклады, выигрывая или проигрывая большие деньги. Сами бойцы
никогда за деньги не бились, а,
победив, позволяли угостить себя обедом. НИЩИЕ Помогать бедным — традиция русского общества. Бедные
(нищие и калеки) считались «Христовою братиею, богомольцами за мир — человечество».
Церковь во времена Киевской Руси нарекла их «церковными людьми», тем самым
взяв их под своё покровительство и определив им место в тогдашнем обществе. Православная церковь не только защищала нищих своим
авторитетом, но и поощряла различные формы милостыни, например раздачу денег
в церковные и семейные праздники, организацию так называемых «столов»
(кормления нищих) на чьи-либо похороны. Бесплатное угощение устраивали и
патриархи Русской церкви. Было принято в течение семи дней кормить нищих «во
всю Светлую седмицу», в праздник Успения Богоматери и на Сырную неделю. Старики и дети, мужчины и женщины — босые, едва
прикрытые лохмотьями — стучали в ворота усадеб, двери домов. Они просили милостыню,
распевали псалмы или молились, причитали, крестились, гремели веригами,
показывали раны и язвы на теле, протягивали культи рук и ног. Встречались и такие,
кто требовал у любого встречного милостыню со словами: «Дай мне или убей
меня!», но при этом сами были готовы убить и обобрать того, у кого просили. Для нищих, обитавших при резиденциях патриархов,
крупных монастырях и церквах, устраивали дома-богадельни, которые содержали на
средства, собранные со священнослужителей. Нищие, жившие при соборах и
церквах, именовались по их названиям. Например, «Васильевскими» назывались те,
кто побирался возле храма Василия Блаженного (Покровский собор что на рву в
Москве на Красной площади). Нищие обитали и на кладбищах, при находившихся там
церквах и часовнях, довольствуясь подаянием. Они так и назывались —
кладбищенскими. Нищие.
Литография К. Эргота. 661 Нищие у входа в храм. Дворцовыми именовались нищие, которые жили при царском,
а чаще — царицыном дворе, получая там кров, пищу и одежду. В толпах нищих отличали юродивых. Босые, одетые в
рубище, они говорили непонятные слова, напоминая горожанам и сельчанам древних
прорицателей-вещунов. Эти странные люди не замечали окружающего мира и
пренебрегали его законами. Их слушали, боялись, не смея тронуть и пальцем. К
ним приходили за исцелением от болезней, узнать судьбу, справиться об успехе
торговой операции. Среди нищих было много и тех, кто сделал нищенство своей
профессией, приносившей немалые доходы. В указе царя Фёдора Алексеевича от воры, прося под окнами милостыни, подмечают, кто и как
живёт, чтоб после обокрасть; малых ребят с улиц крадут, и руки и ноги им ломают,
и на улицы их кладут, чтоб люди, на них смотря, умилилися, и больше им
милостыни давали; сидят обезображенные болезнями так, что чреватые жёны их
пугаются; великое число детей по улицам бродит, и ничему их не учат». Нищенство неоднократно пытались искоренить. Патриарх
Иоаким в |