Пётр предполагал организовать при многочисленных
монастырях не только приюты и богадельни, но и работные дома, мастерские и школы,
с тем чтобы искоренить сами причины нищенства. Нищих стали собирать и
отправлять в монастыри, но от «утеснений», чинимых там, они вновь разбредались
по стране. После кончины Петра его преемникам было не до нищих. О
сирых и убогих вспомнили, как и о великих замыслах петровских, много позже,
когда Россия стала богатой и просвещённой державой. ШУТЫ Часто люди с физическими недостатками, а также
острословы и балагуры становились шутами — живыми 662 игрушками, объектами комнатных забав в домах знати или
царском дворце. По словам современников, «дураки служат потехой величайшим
властителям; иные без них ни трапезовать, ни прогуливаться, ни даже единого
часа прожить не могут. Глупые шутки, прибаутки, хохот, балагурство всего
больше им по душе». Снисходительно относясь к шутам, многие вспоминали слова
апостола Павла, говорившего, что земная мудрость перед Божественной подобна
безумию. Памятуя об этом, люди вслушивались в крамольные или странные речи
шутов — существ, охваченных, как принято было говорить, «Божьей болезнью»,
отыскивая в их словах тайный, провидческий смысл. Обычно личина дурака делала
шутов неприкасаемыми, позволяла им безнаказанно глумиться над общепринятыми
понятиями и нормами поведения. По тем или иным причинам среди шутов нередко оказывались
умные, образованные, талантливые люди. Петру I случалось
проигрывать шутам в спорах, теряться перед их умом и находчивостью. Однажды
он поспорил со своим шутом Ла Костой, который прибыл к русскому двору в свите
Голштинского герцога, да так и остался в России. Речь шла об одной цитате. Ла
Коста утверждал, что она из Библии, царь настаивал на обратном. Пётр приказал
принести Библию, чтобы шут нашёл цитату. Ла Коста сказался занятым и ушёл, а
Пётр, сердитый и раздражённый, ещё долго перелистывал страницы. Наконец царь
обнаружил слова, которые вызвали спор, и вынужден был признать, что шут знает
Священное Писание лучше, чем он, самодержец всея Руси. Шутов и их забавы любила и императрица Анна Иоанновна.
При её дворе были карлы и карлицы, инородцы-шуты, которые задевали и
передразнивали придворных, развлекая императрицу своими выходками и играми. У Анны Иоанновны было шесть придворных шутов; Балакирев
и Ла Коста, служившие ещё Петру, Апраксин, Волконский и Голицын —
представители знатнейших русских фамилий, которые подверглись опале и
сделались придворными паяцами. Шестым был Педрилло, музыкант. Приехав, в
Россию, он вскоре понял, что гораздо спокойнее и сытнее быть шутом, чем
служителем муз. Шутовские забавы при дворе Анны Иоанновны очень напоминали
выдумки Петра I,
её дяди. Пётр, празднуя в ШУТЫ ПЕТРА I Из уст в уста, из поколения в
поколение передавались рассказы об отчаянных проказах и едких насмешках
прославившихся своим остроумием шутов. Так, И. А. Балакирев (1699—1793) начал
службу при Петре I поручиком лейб-гвардии Преображенского полка, но был замешан в дворцовых
интригах и жестоко наказан: его сделали придворным шутом. О нём сохранилось
много забавных историй. Однажды Пётр I ехал в одноколке вместе с Балакиревым.
Дорога была в колдобинах и лужах. Лошадь остановилась посреди одной из них для
известной надобности. Указывая царю на клячу, шут произнёс: |