Предыдущая Следующая

Так родилось идеологическое течение либерализм (от лат. libera — «свобо­да»). Основной принцип либерализма прост: ни один человек не может быть выше другого человека по своим пра­вам. Возможны разные варианты уст­ройства общества, но есть одно непре­менное условие: свобода человека не может быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением большинства — ничем, кроме свободы другого че­ловека. Личная свобода основывается на экономической независимости, которую обеспечивают неприкос­новенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция. По­литическая свобода гарантируется че­стными выборами. Права людей и их равенство перед законом призвано обеспечивать правовое государство, в котором закон выше любой власти и суд независим от государственных чи­новников. Итак, личность независима, человек полагается только на самого себя. Побеждает тот, кто при равных стартовых возможностях окажется сильнее и энергичнее — таково пони­мание справедливости в либерализме. Идеи свободы и равенства пробу­дили к жизни небывалые силы, стали движущей силой Французской револю­ции 1 789 — 1 794 гг. Революция вы­звала небывалый общественный подъ­ём во всей Европе, но тем более жестоким было разочарование. Не­смотря на реки пролитой крови, обще­ственное устройство послереволюци­онной Франции оказалось очень далёким от идеала. Мечты о равенстве обернулись усилившимся неравен­ством, в жизни исчезла стабильность, которую гарантировал прежний мир, взамен неё люди обрели свободу еже­дневно в одиночку бороться за суще­ствование. Первый вывод напрашивал­ся сам: революция — это ошибка, полная свобода ведёт к хаосу и ката­строфе. Люди не равны, и это естест­венно: сильные, обладая властью, должны защищать и поддерживать сла­бых, соответственно слабым следует отвечать признательностью и подчи­няться. Порядок, верность традициям, чувство общественного долга — вот краеугольные камни благополучного, стабильного общества. Так сложилась идеология консерватизма (от лат. conservativus — «охранительный»).

Естественно, такое мировоззре­ние склонны были разделять предста­вители высших слоев общества: оно оправдывало их власть. Но подобное устройство общества считали наилуч­шим и самые слабые, зависимые слои населения —те, кто и представить себе не мог жизни без опеки «сверху». В России могущество власти и бесправие большей части населения делали кон­серватизм основной и естественной идеологией.

Но не все сочли революцию ошиб­кой. Был сделан и противоположный вывод: революция была недостаточно радикальна. Мало провозгласить ра­венство всех перед законом, необхо­димо добиться реального, социально­го равенства. Да и равенство перед законом выглядит неправдой: о каких

16

 

 

 

рым наносили удары завоеватели, или уничтожались, или облагались разорительной данью. Страна стала частью огромной монгольской им­перии. Великих князей назначал хан, и главной их задачей было своевре­менно собирать дань, а также рас­правляться с теми, кто пытался ока­зать сопротивление оккупантам.

Монгольские владыки, ослабив вольнолюбивые русские города, сами того не желая, укрепили великокня­жескую власть. Разгромив Орду, мос­ковские князья, а затем и цари не встретили внутри страны такой си­лы, которая смогла бы успешно сопротивляться их власти. Конечно, русская знать при каждом удобном случае пыталась найти способы ог­раничить самодержавие.

В 1610 г., например, когда Рос­сия была охвачена гражданской вой­ной, а её независимости угрожало нашествие иноземцев, бояре начали переговоры о вступлении на русский престол польского королевича Вла­дислава. Но при этом составили своеобразную конституцию, чтобы ограничить власть царя в пользу древних боярских родов.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org