В правах человека или независимых судах можно говорить, если крупный собственник
может купить всё на свете. Идея
общества, обеспечивающего для всех своих членов не только равноправие, но и
социальное равенство, легла в основу идеологии социализма (от лат. socialis— «общественный») — главной оппозиционной
идеологии XIX в. Социализм был разнороден изначально. Одни
социалисты считали, что преодолеть экономическую зависимость трудящихся можно,
если они научатся объединяться, чтобы отстаивать свои права и решать общие проблемы.
В упорной борьбе были отвоёваны те социальные права, которые в современном
мире кажутся само собой разумеющимися: права на нормальные условия труда,
профессиональные союзы, доступные для всех здравоохранение и образование, пенсионное
обеспечение и многое другое. Социалисты этого направления (в России его представляли прежде всего народники от Герцена до
Михайловского, а позднее эсеры) считали, что благодаря самоорганизации
трудящихся влияние государства и крупного капитала будет неуклонно
ослабевать. Это, по их мнению, не уничтожит, а укрепит свободу личности. В России
личная свобода не осознавалась широкими слоями населения как безусловная
ценность. Российский либерализм был скорее эхом процессов, происходивших в
Европе, чем самостоятельной общественной силой. Он был умственным
воззрением интеллигенции, а не требованием низов. Соответственно и среди
социалистов в России всё большее влияние получали представители другого
направления, изначально чуждого либеральным ценностям. Социалисты этого типа
(сначала Ткачёв и Нечаев, а позднее Ульянов-Ленин и коммунисты) считали, что
необходимо воспользоваться смутой, захватить государственную власть,
национализировать собственность и затем «сверху» организовать разумное,
справедливое и счастливое общество. Идейным основателем коммунизма (от
лат. communicis — «общий») считали немецкого мыслителя и
публициста Карла Маркса, хотя его взгляды были гораздо сложнее и менялись в
течение жизни. Радикальный и, казалось, быстрый путь достижения всеобщего
счастья привлекал особенно много сторонников в самые тяжёлые периоды жизни
общества, когда войны, экономические спады или колониальная зависимость
вызывали чувство безнадёжности, «загнанности в угол». Свободой стало можно и
даже нужно пожертвовать, если это необходимо для выхода из «больного
буржуазного общества». Социализм, родившийся из требования большей свободы и
равенства, постепенно превращался в тоталитаризм (от
лат. totalitas — «целый», «всеобщий»),— идеологию,
утверждающую полное и при этом совершенно добровольное
бесправие людей перед лицом идеального государства. В ответ на
коммунизм возник фашизм (от лат. fascia — «связка», «объединение»), который довел
до крайности консервативные идеи порядка и оправдания неравенства. Согласно
фашистской идеологии, в мире изначально, по своим врождённым свойствам, существуют
сильные и здоровые люди и целые народы, которым и дано решать судьбы
человечества. Остальные — слабые, вырождающиеся —должны
подчиниться либо будут уничтожены. Коммунисты
и фашисты считали друг друга главными идеологическими врагами, хотя на практике
трудно было увидеть существенную разницу в их общественном устройстве: то же
тотальное насилие, стремление к вооружённой экспансии, полное бесправие и
бедность населения. Так человечество получило жестокий урок. Ценой невероятных
страданий и потерь люди усвоили ещё один принцип либерализма: не только ни один
человек не может быть выше другого человека, но и никакая идеология, никакие
«интересы общества или нации» не могут быть выше прав личности. В современном
цивилизованном мире идеологические страсти заметно утихли. Идеологии,
определяющие жизнь в Европе сегодня, заимствовали многое друг от друга. Ни одна
из них уже не ставит под сомнение либеральные ценности: экономическую и политическую
свободу, равенство граждан перед законом. Только теперь, после бурь XIX и XX столетий, стало ясно, как много дала свобода человечеству и как велика её
цена. Путь к свободе долог и лежит через выжженную пустыню, как сказано в
Библии. |