Предыдущая Следующая

18

 

 

 

первые отечественные либералы ис­ходили из европейского опыта, од­нако стремились приспособить его к российским условиям. Их идеалом стала британская конституционная монархия — сочетание экономиче­ских и политических свобод (сво­боды слова, печати, предприни­мательства и т. д.) с сохранением дворянских привилегий по отно­шению ко всем другим сословиям. Грозные события Французской рево­люции и суровое правление импера­тора Павла I убедили многих дально­видных представителей правящего класса в том, что империя нуждает­ся в серьёзных реформах.

Царствование Александра I по праву может считаться эпохой наи­большего расцвета идей либерализ­ма в дворянской среде. Первый дво­рянин России был одновременно и убеждённым сторонником принци­пов либерализма. Воспитатель Алек­сандра гражданин республиканской Швейцарии Ф. С. Лагарп сумел убе­дить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух глав­ных реформ — отмены крепост­ного права (см. статью «Отмена крепостного права») и введения конституции. Учитель предупреж­дал Александра, что в деле соверше­ния этих реформ монарху не сле­дует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Нет, большинство их будет сопротив­ляться отмене крепостного права, защищая собственное экономиче­ское благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит спешить с отказом от са­модержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать как для проведения реформ, так и для про­свещения народа, чтобы подгото­вить его к принятию этих реформ.

Верный заветам Лагарпа, им­ператор Александр Павлович стре­мился окружить трон единомышлен­никами. Начиная с 1801 г. высшие государственные посты занимали сторонники английского конститу­ционализма (их именовали англома­нами): канцлер А. Р. Воронцов; его брат, долгие годы прослуживший послом в Лондоне, С. Р. Воронцов; адмиралы Н. С. Мордвинов и П. В. Чи­чагов; знаменитый реформатор М. М. Сперанский. Некоторые из них сделали карьеру при Екатерине II. На мировоззрение этих сановников сильно повлияла Французская рево­люция — потоки крови, пролившей­ся тогда, казнь монархов. Они опа­сались, что такие же потрясения может пережить и Россия. «Екатери­нинские служивцы», сторонники ре­форм, отвергали революцию как способ обновления общества, счи­тая, что этот путь ведёт к анархии, гибели культуры и в конце концов к возникновению диктатуры. Семён Романович Воронцов, критикуя дес­потическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы у нас никогда не могла восстановиться ужасная ти­рания прошедшего царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в свободу без того, чтобы не впасть в анархию, ко­торая хуже рабства».

Ж. Вуаль.

Портрет

С. Р. Воронцова.

19

 

 

Д. Доу.

Портрет

Н. С. Мордвинова.

Около 1827 г.

«проникся там духом английской нау­ки и уважением к учреждениям этой страны». Мордвинов стал убеждённым сторонником учения Адама Смита об экономической свободе. Заняв в 1810 г. высокий пост председателя де­партамента государственной эконо­мии в Государственном совете, он упорно отстаивал свободу предпри­нимательства в России. «Собствен­ность есть первый камень, — писал адмирал императору. — Без оной и без твёрдости прав, ея ограждающих, нет никому надобности ни в законах, ни в отечестве, ни в государстве».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org