Великая княгиня Елена
Павловна. Литография Г. Вайнхольда. К. Лебедев. Освобождение
крестьян. 23 МОРОЗНАЯ ЭПОХА АЛЕКСАНДРА III Попытка Александра III «заморозить» реформаторские тенденции и настроения
в России привела к трагическим последствиям как для
власти, так и для общества. Либеральная интеллигенция всё более сближалась с
революционерами, тогда как влияние консерваторов в правительственном лагере
возрастало. Когда Александр III посетил Москву, Б. Н. Чичерин, избранный городским головой, произнёс речь, в которой заявил,
обращаясь к императору: «Старая Россия была крепостная, и все материалы
здания были страдательными орудиями в руках мастера; нынешняя Россия свободная,
а от свободных людей требуется собственная инициатива и самодеятельность. Без
общественной самодеятельности все преобразования прошедшего царствования не
имеют смысла». Император выслушал речь и вскоре потребовал отставки
Чичерина... Александр III посчитал старого либерала опасным смутьяном и не
пожелал прислушаться к его пророчеству: «Нынешняя социал-демократия с её
широко распространённой организацией, с её ненавистью к высшим классам, с её
стремлением к разрушению всего существующего общественного строя неизбежно ведёт
к диктатуре». Имелась в виду замена монархии властью революционных
диктаторов. Представителям российского
либерализма в XIX в. гораздо чаще доводилось
критиковать действия властей, чем активно участвовать в политике. Даже наиболее
либерально настроенные самодержцы (такие, как Александр II) с
опаской привлекали их к государственным делам. В результате сами либералы
стали видеть в себе прежде всего носителей знания,
теоретиков, призванных путём пропаганды своих идей разрушить вековые устои
российского деспотизма. Столь важные черты либерализма, как уважение к закону
и частной собственности, отступали на второй план перед стремлением «победить
врага», т. е. царизм. Конечно, российские либералы
не бросали бомб в царские кареты и не стреляли из браунингов в жандармов. Но
большинство из них на страницах печати, в университетских лекциях, в залах
суда и в частных разговорах оправдывали, хотя и с оговорками, «крайности
революционной борьбы». Религия и национальные традиции в глазах либеральной
общественности выглядели препятствиями на пути прогрессивного развития и
подлежали моральному осуждению и забвению. Последний российский
император Николай II с семьёй. Литография. 24 СТАРООБРЯДЧЕСТВО
В XVIII—XIX ВЕКАХ В 50-е гг. XVII в. по инициативе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона
были начаты церковные реформы. Главная их задача — уничтожить несоответствие
между русскими и греческими церковными обрядами и богослужебными книгами.
Убеждённые в том, что греческие обряды — истинные и более древние, патриарх
Никон и его окружение приступили к исправлению русских богослужебных книг по
греческим и другим восточно-православным книгам. Многие верующие русские люди
восприняли неожиданные, непонятные им изменения обрядов как кощунство, как
покушение на древнее русское православное благочестие (троеперстное, т. е. тремя
пальцами, крестное знамение вместо двоеперстного; почитание четырёхконечного
креста; крестный ход вокруг церкви против солнца, а не «посолонь», т. е. по
солнцу, и др.). Людей, отказавшихся принять эти изменения
стали называть старообрядцами или староверами. |