Предыдущая Следующая

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII в. были убеждены в том, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторже­ствует. Реформы, «новины», казались им вторжением дьявола, гибелью веры. Некоторые из староверов пы­тались наставить на «путь истинный» духовные и светские власти во главе с царём и патриархом. Многие же, полагая, что наступили «последние времена», ожидали прихода Анти­христа и конца света. Однако шли годы, а «светопреставления» всё не было. Между тем правительство на исходе XVII в. не только не верну­лось к старой вере, но и, наоборот, стало жестоко преследовать старо­обрядцев, навязывая им никониан­ские нововведения. Им пришлось приспосабливаться к условиям жиз­ни в мире, который их совершенно

не устраивал ни в духовном, ни в нравственном отношении.

На жизнь и развитие русского старообрядчества в XVIIIXIX сто­летиях, постоянно влияли три важ­нейших обстоятельства. Прежде всего государственная политика по отношению к сторонникам старой веры. Затем общественное и эконо­мическое развитие России. И нако­нец, духовные искания самих старо­обрядцев.

СТАРООБРЯДЦЫ И ГОСУДАРСТВО

Государственная политика по отноше­нию к староверам изменялась в за­висимости от множества причин. Жестокие репрессии конца XVII в. ус­тупили место чисто практическому подходу Петра I, весьма далёкого от богословских споров. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошёл прежде всего с позиции ин­тересов казны. Он прекратил пре­следования староверов и обложил их двойной податью по сравнению с ос­тальными подлежащими обложению сословиями и группами населения. Таким образом, при Петре старооб­рядцев вынудили платить своеобраз­ную дань за право на собственное ве­роисповедание. После смерти Петра, а особенно при Анне Иоанновне (1730—1740 гг.), преследования старо­веров возобновились.

Своего рода «золотой век» старо­обрядчество пережило в 60—90-е гг. XVIII в. при Екатерине II. Императри­ца проявляла известную веротерпи­мость. В её царствование староверов можно было встретить в любом угол­ке России: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от пре­следований, возвращались из-за гра­ницы (прежде всего из Польши). Воз­никали мощные старообрядческие

25

 

 

 

 

 

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ

В 1429 г. на одном из островов Соловецкого архипелага в холодном Белом море поселились два инока Кирилло-Белозерского монасты­ря — Герман и Савватий. Прожили они на острове вдвоём шесть лет. Затем Савватий поехал на материк, но в дороге заболел и умер. К Герману прибыл другой инок — Зосима, а следом за ним и другие. Они построили небольшую церковь и обратились к архиепископу Нов­городскому с просьбой прислать на остров игумена во вновь осно­ванную обитель. Туда стали собираться монахи из многих монасты­рей. Самоотверженно трудились они вместе с мирянами. И с течением времени превратили Соловки в одну из самых богатых и знаменитых обителей в Московском государстве. Особенно велики заслуги игу­мена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева), ставшего в 1566 г. митрополитом Московским.

Соловецкие иноки осваивали северные острова с их суровым климатом и каменистой почвой, строили по всему Поморью соляные варницы, занимались морскими промыслами, работали на земле, обу­страивали обитель. К середине XVII в. Соловки стали важнейшим духов­ным центром русского православия. Здесь была собрана богатейшая библиотека. Искусные мастера переписывали книги и изготавливали иконы для многочисленных богомольцев, посещавших знаменитый монастырь.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org