Предыдущая Следующая

...Морозным январским днём 1854 г. огромная толпа москвичей со­бралась у дома известных в России ма­нуфактурщиков Гучковых. Собралась, чтобы проводить почтенного главу се­мейства в дальнюю дорогу — ссылку. То, что старик Фёдор Алексеевич постра­дал за веру, знала вся Москва. Но мно­гим была известна и истинная причина опалы: Гучков отказался дать взятку все­сильному московскому генерал-губер­натору Закревскому, которую тот вымо­гал у предпринимателя.

Гонения на старообрядцев при Николае I долго обходили Гучковых сто­роной: уж очень богата и уважаема была эта семья. Власти как будто не замеча­ли того, что Фёдор Алексеевич — один из самых известных в Москве старооб­рядцев, попечитель старообрядческого кладбища и приюта для бедных в селе Преображенском, что он всячески под­держивает нуждающихся собратьев по

вере. Однако после столкновения с Закревским Гучкову припомнили всё. Не погнушались и прибегнуть к оговору, чтобы вернее погубить старика. Снача­ла полиция разгромила семейную мо­лельню Гучковых, заявив, что она ис­пользуется как общественная, а это запрещено. Затем обвинили Фёдора Алексеевича в присвоении денег Пре­ображенского кладбища. Защитить Гуч­кова не удалось. Суд не принял во вни­мание ни заслуги перед государством, ни всероссийскую известность, ни пре­клонный возраст обвиняемого. Фёдора Алексеевича сослали в Петрозаводск, где он и умер два года спустя.

...Гучков вышел из дворовых поме­щицы Белавиной, проживавшей в Мало­ярославском уезде Калужской губернии. Почти мальчиком начал работать на шерстяной фабрике под Москвой, в селе Преображенском. А уже в конце XVIII в. основал собственное ткацкое производ­ство, где трудился наравне со своими работниками. Перед Отечественной войной 1812 года Гучков стал хозяином довольно крупной фабрики в селе Се­мёновском. Выпускаемые им шали из шёлка были так хороши, что их предпо­читали французским и заранее записы­вались на покупку. Фёдор Алексеевич — член гильдии московского купечества. Но, несмотря на благоприятные пере­мены в материальном и общественном положении, он по-прежнему работал на фабрике простым ткачом. Сам ездил продавать свои товары на Макарьевскую ярмарку. Оккупация Москвы и её пожар в 1812 г. фактически разорили Гучкова:

фабрика сгорела, а его имущество раз­грабили наполеоновские солдаты. Но Гучков был мужественным человеком. Он вновь почти с нуля начинает собст­венное дело: закладывает ткацкую фаб­рику в Преображенском. Теперь ему помогают подросшие сыновья. Предпри­ятие Гучковых становится одним из луч­ших в России, первым «по обширности производства... умным распределением содержимое в совершенном порядке и чистоте». Качество выпускаемой Гучко­выми продукции признано столь высо­ким, что они в 1839 г. получили право ставить на ней Государственный герб.

Фёдор Алексеевич пользовался заслуженным уважением сограждан. Это был человек, который достиг вы­сокого общественного положения только благодаря самоотверженному труду и предприимчивости. Предпри­нимательская, общественная и благо­творительная деятельность сыновей Ф. А. Гучкова была отмечена разнооб­разными государственными награда­ми. В конце XIX — начале XX в. широ­кой известности добились правнуки Фёдора Алексеевича — Николай и Александр Гучковы (особенно послед­ний — крупный политический деятель). Он занимал должность военного и мор­ского министра в первом составе Вре­менного правительства.

Фёдор Алексеевич однажды напи­сал брату: «Лень есть преступление перед родиной». Самоотверженный труд на благо отечества — под этим знаком прошла жизнь всех поколений промышленной династии Гучковых.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org