Предыдущая Следующая

Старообрядческая рукописная певческая книга «Ирмосы». XIX в.

28

 

 

К тому же и наиболее авторитетный вождь раннего старообрядчества протопоп Аввакум утверждал, что истинная Церковь и «при Антихри­сте не упразднится». Старообрядцы-поповцы не представляли себе, как православные христиане могут об­ходиться без традиционной церков­ной организации. Но в то же время никонианских епископов и священ­ников поповцы безусловно отвер­гали, считая их еретиками и пре­дателями «древнего благочестия». Поэтому главной проблемой по­повщины стал поиск истинного священства, т. е. священнослужите­лей, не запятнанных ересями. Суть проблемы заключалась в том, что, согласно православным канонам, церковная иерархия должна обя­зательно состоять из трёх «чинов» (категорий): низшего (дьяконов), среднего (священников) и высшего (архиереев — епископов и архиепи­скопов). Именно представителей высшего, архиерейского, чина и не было у старообрядцев. Таким обра­зом, священство оказывалось непол­ным. Кроме того, назначать священ­ников имели право только архиереи, что ставило поповцев в очень слож­ное положение.

Вплоть до конца XVII в. было много священников-старообрядцев, назначенных архиереями или хотя бы крестившихся ещё до начала ни­коновских реформ. Но время шло, и таких священников становилось всё меньше, пока, наконец, последние из них умерли. Поповцам ничего не оставалось, как принимать в свои общины беглых священников офи­циальной Православной церкви, ре­шивших уйти к старообрядцам и от­правлять службу по старым книгам. Поэтому староверов-поповцев ино­гда также называли беглопоповцами.

Многие старообрядцы попов­ского толка не могли мириться с дву­смысленным положением: с одной стороны, они не признавали офи­циальной Православной церкви, а с другой — вынужденно принимали беглых священников, пусть и раска­явшихся, но тем не менее бывших еретиков. Единственный выход ста­роверы видели в том, чтобы иметь

ГЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ ПОПОВЩИНЫ

В XVIIIXIX вв. было несколько главных центров поповщины.

Ветка и Стародубье. На пустынный остров Ветка на реке Сож, принадлежавший Польше (сейчас Белоруссии), в конце XVII в. бежали из Москвы многие старообрядцы. В середине следующего века они ос­новали в районе Ветки крупные общины. Однако при Екатерине II русские войска разорили Ветку, и большая часть здешних староверов переселилась в Стародубье, находившееся на территории современных Брянской области в России и Черниговской области на Украине.

Керженец. Немало старообрядцев-поповцев нашли пристани­ще в нижегородском Заволжье, на болотистых и лесистых берегах реки Керженец. В XVIII в. здесь было несколько десятков старооб­рядческих скитов, населённых беглыми священниками и монахами. Отсюда старообрядцы расселились по всему Поволжью и двигались на восток — по Каме на Урал.

Иргиз. В 1762 г. императрица Екатерина II разрешила старо­обрядцам, бежавшим во время преследований за границу, вернуться на родину. Большая группа старообрядцев-поповцев, прибывшая с Вет­ки, основала три скита на берегу реки Иргиз, в Саратовском Завол­жье. В дальнейшем при содействии богатых купцов-старообрядцев здесь развернулось строительство крупных старообрядческих мона­стырей. К 80-м гг. XVIII в. на Иргизе существовало уже пять мона­стырей (три мужских и два женских). Особое значение иргизские монастыри приобрели в конце XVIII — начале XIX в., когда несколько старообрядческих соборов постановили, что именно здесь должен совершаться обряд перехода беглых священников в старую веру. Од­нако правительство Николая I нанесло жестокий удар по Иргизскому старообрядческому центру. В 1841 г. по приказу царя здесь был закрыт последний монастырь.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org