Старообрядческая рукописная певческая книга «Ирмосы». XIX в. 28 К тому же и наиболее
авторитетный вождь раннего старообрядчества протопоп Аввакум утверждал, что
истинная Церковь и «при Антихристе не упразднится». Старообрядцы-поповцы не
представляли себе, как православные христиане могут обходиться без
традиционной церковной организации. Но в то же время никонианских епископов и
священников поповцы безусловно отвергали, считая их
еретиками и предателями «древнего благочестия». Поэтому главной проблемой поповщины стал поиск истинного священства, т. е.
священнослужителей, не запятнанных ересями. Суть проблемы
заключалась в том, что, согласно православным канонам, церковная иерархия
должна обязательно состоять из трёх «чинов» (категорий): низшего (дьяконов),
среднего (священников) и высшего (архиереев — епископов и архиепископов).
Именно представителей высшего, архиерейского, чина и не было у старообрядцев.
Таким образом, священство оказывалось неполным. Кроме того, назначать священников
имели право только архиереи, что ставило поповцев в очень сложное положение. Вплоть до конца XVII в. было много священников-старообрядцев,
назначенных архиереями или хотя бы крестившихся ещё до начала никоновских
реформ. Но время шло, и таких священников становилось всё меньше, пока,
наконец, последние из них умерли. Поповцам ничего не оставалось, как принимать
в свои общины беглых священников официальной Православной церкви, решивших
уйти к старообрядцам и отправлять службу по старым книгам. Поэтому
староверов-поповцев иногда также называли беглопоповцами. Многие старообрядцы поповского
толка не могли мириться с двусмысленным положением: с одной стороны, они не
признавали официальной Православной церкви, а с другой — вынужденно принимали
беглых священников, пусть и раскаявшихся, но тем не
менее бывших еретиков. Единственный выход староверы видели в том, чтобы иметь ГЛАВНЫЕ
ЦЕНТРЫ ПОПОВЩИНЫ В XVIII—XIX вв. было несколько главных центров поповщины. Ветка
и Стародубье. На пустынный остров Ветка на реке Сож, принадлежавший Польше (сейчас
Белоруссии), в конце XVII в. бежали из Москвы многие старообрядцы. В середине следующего века они
основали в районе Ветки крупные общины. Однако при Екатерине II русские войска разорили Ветку, и большая
часть здешних староверов переселилась в Стародубье, находившееся
на территории современных Брянской области в России и Черниговской области на
Украине. Керженец. Немало старообрядцев-поповцев нашли
пристанище в нижегородском Заволжье, на болотистых и лесистых берегах реки
Керженец. В XVIII в. здесь было несколько десятков старообрядческих скитов, населённых
беглыми священниками и монахами. Отсюда старообрядцы расселились по всему
Поволжью и двигались на восток — по Каме на Урал. Иргиз. В |