Предыдущая Следующая

Рогожское кладбище в Москве. Само кладбище было открыто в 1771 г. во время эпидемии чумы. Очень скоро на нём обоснова­лись старообрядцы, получившие разрешение от Екатерины II на бла­готворительную деятельность. В 1776 г. они построили здесь первую каменную Никольскую часовню, а уже в 1825 г. рогожская старооб­рядческая община насчитывала около 68 тыс. прихожан в Москве и её окрестностях, причём сотни человек жили в районе Рогожской заставы постоянно.

собственных, старообрядческих ар­хиереев, которые в соответствии с церковными законами ставили бы священников.

Ещё в начале XVIII в. некоторые старообрядческие общины пришли к выводу о том, что где-то на свете должны быть истинные православ­ные архиереи и даже предпринима­ли попытки их найти. Естественно, эти поиски остались безуспешными.

Стремление старообрядцев-поповцев обрести собственного архиерея стало особенно настой­чивым при Николае I. В период гонений сторонники старой веры наиболее остро ощущали потреб­ность в правильной церковной

29

 

 

 

Распятие и икона, созданные мастерами-старообрядцами. XIX в.

организации. Наконец в 40-е гг. XIX в. специальной старообрядческой мис­сии удалось убедить бывшего бос­нийского епископа Амвросия пе­рейти в старую веру и возглавить старообрядческую иерархию (Цер­ковь). Центром иерархии стал горо­док Белая Криница в Буковине (тог­да он принадлежал Австрийской империи, теперь входит в Украину), где было несколько старообрядче­ских поселений. Эту старообрядче­скую церковь назвали белокриницкой или австрийской.

Белокриницкая церковь стала быстро развиваться и к началу XX в. превратилась в мощную церковную организацию, насчитывавшую 19 ар­хиерейских кафедр на территории России. Однако не все поповцы при­знали белокриницкую иерархию и продолжали принимать беглых по­пов. Именно с тех пор их и прозва­ли беглопоповцами. К тому же внут­ри самой белокриницкой Церкви во второй половине XIX в. начались серьёзные конфликты. После ре­форм 60-х гг. значительная часть старообрядцев-поповцев, сторонни­ков белокриницкой иерархии, ре­шила пойти на определённый ком­промисс с официальной Церковью. Выражением стремления к компро­миссу стало так называемое «Окруж­ное послание», подготовленное в Москве. Его автор Илларион Кабанов признавал близость поповщины и официального православия и отказывался называть сторонников новых обрядов еретиками. И тем не менее немало белокриницких старообрядцев не поддержали «окружников». Вплоть до начала XX столетия разногласия между «окружниками» и их противниками (их именовали «раздорниками») остава­лись весьма острыми.

БЕСПОПОВЩИНА

Часть старообрядцев, составлявших беспоповщину, пришла к совершен­но другим по сравнению с поповцами выводам. Эти старообрядцы считали, что после никоновских ре­форм в России наступили «послед­ние времена» и не за горами при­шествие Антихриста, а значит, и Страшный суд. По их мнению, ис­тинное православное священство перестало существовать, а пользо­ваться услугами священников-«никониан» означает наложить на себя «печать Антихриста». В результате у этих старообрядцев сформирова­лось невиданное в истории право­славия представление о том, что им следует обходиться вообще без свя­щенников. Поэтому таких старооб­рядцев и назвали беспоповцами. Однако важно понимать: беспопов­цы ни в коем случае не выступали против священства вообще — они лишь полагали, что истинное свя­щенство в мире погибло, а в исклю­чительных условиях «последних времён» можно как-то обходиться и без священников.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org