Предыдущая Следующая

Главными очагами беспопов­щины стали обширные северные районы России: Поморье и Сибирь. Но с течением времени из этих пер­воначальных центров беспоповские течения распространились по всей территории страны (например, в Поволжье).

Беспоповщина не была единой. В XVIIIXIX вв. она разделилась на множество толков и согласий, по по­воду чего некоторые деятели офици­альной Православной церкви позво­ляли себе едкие высказывания, вроде такого: «В расколе что ни мужик — то согласие, что ни баба — то толк».

30

 

 

 

 

В действительности же «споры и разделения» в старообрядчестве (и прежде всего в беспоповщине) происходили по очень серьёзным идеологическим причинам. Предме­том ожесточённых дискуссий среди беспоповцев были вопросы о воз­можности брака и семейной жизни в «последние времена», о молении за царя и царскую семью, о взаимоот­ношениях с официальной Церковью и некоторые другие.

В беспоповщине встречались чрезвычайно радикальные согласия. Так, в 70-е гг. XVIII в. возник толк бе­гунов или странников, которые счи­тали, что нужно не только хранить в неприкосновенности «старую» веру, не только избегать нежелательных контактов с еретиками (как полага­ли филипповцы), но и полностью порвать все связи с окружающим миром. Если этот мир насквозь про­низан ересью и в нём правит Анти­христ, то и власти с чиновниками суть слуги последнего. Поэтому не­обходимо отказаться от паспорта — «печати антихристовой». А чтобы ещё лучше служить вере истинной, нужно оставить дом и пуститься в странствия — «бегать и таиться».

Особое место в старообрядстве занимала так называемая нетовщина (или Спасово согласие), ещё и до сих пор малоизученная. Нетовцы (которые сами образовали множест­во толков) полагали, что после нико­новских реформ Божественная бла­годать была взята на небо, из-за чего теперь невозможно совершать таин­ства и остаётся лишь «уповать на Спаса». Некоторые нетовцы даже от­казывались от крещения.

ВЫГ

Одним из самых влиятельных направ­лений беспоповщины стал поморский толк, названный так потому, что из­начально его очаг находился именно в Поморье. С этим толком неразрыв­но связана история крупнейшего ду­ховного и экономического центра русского старообрядчества XVIII — первой половины XIX столетия — Выговского общежительства.

После разгрома Соловецкого восстания в 1676 г. властям казалось, что старообрядство на Севере Рос­сии обезглавлено. Однако «послед­ние остальцы соловецкие», покинув­шие родную обитель до кровавой расправы над восставшими, разбре­лись по всему Русскому Северу и проповедовали «правду старой веры». В глухих местах Поморья под­нимались старообрядческие скиты и обители во главе с «остальцами» или их учениками. И вот в 1694 г. на реке Выг, в месте впадения в неё речки Сосновки, возникла ещё одна такая обитель. Выговскому (Выгорецкому) общежительству, было суждено сыг­рать совершенно исключительную роль в русском старообрядстве.

Руководителями Выга в течение всей первой трети XVIII в. были бра­тья Андрей и Симеон Денисовы — выходцы из захудалого рода князей Мышецких. Прекрасно образован­ные и талантливые мыслители, они в своих сочинениях продолжили традиции древнерусской книжно­сти, но в то же время интересовались и новыми культурными веяниями. Наиболее важные их сочинения — «Поморские ответы» (сборник отве­тов выговцев на вопросы посланно­го Синодом миссионера, ставший своеобразным «символом веры» ста­рообрядцев-поморцев) и «Виноград российский» (сборник жизнеописа­ний выдающихся расколоучителей, начиная с протопопа Аввакума и боярыни Морозовой).


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org