Предыдущая Следующая

Рогожское старообрядческое кладбище в Москве.

32

 

 

 

еретиками. К ним филипповцы отно­сили не только «новообрядцев», но и представителей других старообрядче­ских толков и согласий.

Выговской практике компро­мисса и сотрудничества с властями филипповцы противопоставили открытое неповиновение «слугам Антихриста». Филипповцы, если общине грозила какая-либо опас­ность со стороны светских или духовных властей, предпочитали самосожжение («гарь») отказу от своих убеждений. И уже в 1743 г. в такой добровольной «гари» расста­лись с жизнью сам Филипп и его ближайшие сподвижники. С этого времени самосожжения были до­вольно обычным явлением у филипповцев. Позднее, правда, они отказались от «гарей», но в целом оставались одним из самых закры­тых и строгих старообрядческих согласий.

Выг продолжал развиваться. В 1835 г. только постоянное населе­ние обители составляло 3 тыс. чело­век обоего пола, а общий годовой доход общины достигал громадной суммы для того времени — 200 тыс. рублей. Однако при Николае I для Выга наступили чёрные дни. В тече­ние 30—50-х гг. XIX в. обитель была полностью разорена. Старообряд­ческий Выг прекратил своё сущест­вование. Но его конец не означал гибели старообрядчества. Напро­тив, в конце XIX — начале XX в. оно переживало новый расцвет. Даль­нейшая история старообрядчества связана уже с драматическими пе­ременами, которые произошли в России после Октября 1917 г.

* * *

Каковы главные итоги развития ста­рообрядчества в XVIIIXIX вв.?

Во-первых, несмотря на жесто­кие преследования со стороны вла­стей и официальной Церкви, ста­рообрядцы выстояли и сохранили свою веру. Более того, хотя и трудно точно определить их численность в составе всего населения России, оче­видно, что за это время она не толь­ко не уменьшилась, но, напротив, несколько возросла. Мужество и не­преклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной ис­тории русского народа.

 

Инструменты для переплётного дела в старообрядческой мастерской.

Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали уди­вительную способность выживать в самых тяжёлых условиях, в которых они оказывались. Несмотря на при­верженность старине, старообряд­цы сыграли значительную роль в развитии и укреплении капитализ­ма в России, проявив себя на ред­кость предприимчивыми и трудо­любивыми людьми.

Знак масонской ложи Латоны,

основанной в 1775 г. в Петербурге.

История масонского ордена начи­нается со средневековых гильдий каменщиков (от англ. mason — «ка­менщик»). Они возводили величест­венные соборы, замки, крепости и свято хранили профессиональные секреты мастерства. Объединения или, как их ещё называли, братства вольных каменщиков процветали на протяжении нескольких столетий. Ремесленники жили на строитель­ных площадках в ложах (от англ. lodge — «хижина», «ложа»), т. е. в мас­терских, где отёсывали строитель­ный камень, хранили инструменты и устраивали совместные трапезы. Они верили, что Бог — «великий ар­хитектор Вселенной», все люди — братья, которым предназначено под Божьим началом обустраивать Зем­лю. Престижность ремесла камен­щиков, их особый духовный мир способствовали формированию свое­образных ритуалов и символики, из­вестных и понятных только им.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org