Предыдущая Следующая

Михаил Илларионович Кутузов, последователь и ученик Суворова, ис­кал в братстве возможности осмыс­лить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 г.: в немец­ком городе Регенсбурге в ложе «К трём ключам» он стал причастен к таинствам ордена. Позже, путешест­вуя по Европе, Кутузов вошёл в ложи Франкфурта и Берлина, а по воз­вращении в Россию (1783 г.) его при­знали ложи Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней. При посвящении в седьмую степень шведского ма­сонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз «Победами себя прославить». Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.

Способность постигать народ­ный дух, крайняя религиозность, терпимость, любознательность свой­ственны как Суворову, так и Кутузо­ву. Эти черты объединяли их наряду с военным талантом. Два полковод­ца были связаны не только как учи­тель с учеником, но и как братья, посвящённые в одну тайну.

Более 30 лет Кутузов отдал братству. Именно он остановил На­полеона, демона насилия и власто­любия в понимании вольных ка­менщиков, осуществив тем самым основную цель ордена — достиже­ние мира и спокойствия.

Масоны высоко ценили досто­инства истинных мастеров, людей большой мудрости. Почитание этих двух гениев полководческого искус­ства — братьев, достойных подра­жания, — передавалось в ордене из поколения в поколение.

ЭКОНОМИКА РОССИИ В XVIIIXIX ВЕКАХ

Россия вошла в XVIII столетие с экономикой, основанной на круп­ном землевладении и крепостном праве. Земля принадлежала государ­ству, Церкви и военно-служилому сословию (дворянам). Крестьяне, жившие на государственных зем­лях, были обязаны выплачивать раз­ного рода подати продуктами и деньгами, а также выполнять казён­ные повинности (участвовать в ра­ботах). Совокупность налогов и по­винностей называлась тяглом. Все ремесленники и купцы также несли тягло «на великого государя» (на государство). Крестьяне, жившие на земле дворян или Церкви, счита­лись крепостными, т. е. были «крепки земле» — принадлежали в каче­стве живого имущества хозяевам земли. Помещик-дворянин (или мо­настырь) выступал по отношению к крестьянину как почти полновласт­ный повелитель, судья и даже имел право продать его вместе с землёй или отдельно от неё. Таким обра­зом, в распоряжении правящих со­словий была совершенно даровая рабочая сила, способная прокор­мить, одеть, дать все необходимые средства для широкой торговли (крупнейшим российским купцом XVII столетия было само государст­во), для строительства, войн, содер­жания царского или патриаршего двора. Любое поместье было спо-

40

 

 

 

собно обеспечить себя всем необ­ходимым и вело замкнутое хозяйст­во, мало нуждаясь в рынке. Немно­гочисленные правительственные предприятия обслуживали специа­листы, получавшие государев оклад.

В XVIIIXIX вв. экономика Рос­сии развивалась очень интенсивно и претерпела огромные изменения. Крепостное право было отменено в 1861 г.: крестьяне перестали быть собственностью дворян, дворянское землевладение сильно сократилось, но той земли, которая досталась кре­стьянам в результате реформы, часто не хватало для того, чтобы вести са­мостоятельное хозяйство. В послед­ней трети XIX — начале XX в. огром­ное количество крестьян обнищали и стали батраками у более состоя­тельных, «крепких» хозяев или ушли в город, превратившись в наёмных ра­бочих на фабриках, заводах, в мастер­ских и на торговых предприятиях. Не­которые из них, напротив, «вышли в люди», став богатыми предприни­мателями (см. статью «Российское предпринимательство»). Церковь ли­шилась своих земель, присвоенных (секуляризированных) государством при императрице Екатерине II.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org