Предыдущая Следующая

Государство на протяжении двух столетий решало сложнейшую задачу. Уже в конце XVII в. в правительст­венных сферах, в среде служилой аристократии и чиновничества выска­зывались опасения: Московское госу­дарство оказывалось всё более зависи­мым от Европы в научно-техническом отношении. Наиболее грамотными офицерами в армии, лекарями, ин­женерами, строителями кораблей и даже торговыми агентами государст­ва выступали наёмные иностранные специалисты. Без их помощи не уда­валось создавать и поддерживать в рабочем состоянии большинство ка­зённых предприятий. В Европе тех­ника и производство развивались быстрее, чем в России, и дальнейшее отставание грозило неприятными военно-политическими последствия­ми. Однако, чтобы создать отечест­венную научную и техническую базу для промышленности, сравнимую с европейской, требовалось буквально перекраивать всё общественное устройство страны, так или иначе затра­гивать интересы всех сословий, вли­ять на психологию масс, добиваясь иного отношения к службе, труду и образованию.

Государство всегда стремилось ускорить темпы развития хозяйства и трижды (при Петре I, Екатерине II и Александре II) проводило серьёзные преобразования в экономической, со­циальной и административной жизни империи. Активная роль государства является отличительной особенно­стью развития российской экономи­ки. Ориентация экономики на воен­ные цели — другая отличительная черта хозяйственной жизни страны. В конечном итоге основные преобразо­вания государства диктовались необ­ходимостью усилить вооруженные силы и проводились в условиях на­пряжённых военных действий. Не­однократно сокрушительные пораже­ния на поле боя становились главной причиной, подвигавшей правитель­ство на решительные преобразова­ния. Например, отмена крепостного права и последовавшие за ней рефор­мы во многом были продиктованы разгромом России в Крымской войне 1853-1856 гг.

Каждый раз реформы, прово­дившиеся в масштабах всей страны, встречали сопротивление тех сосло­вий, интересам которых они грози­ли. Правительство рисковало «пере­гнуть палку», а государь, склонный к реформам, чувствовал себя на пре­столе неспокойно.

Завод братьев Мамонтовых в Москве. Фотография начала XX в.

41

 

 

 

Таким образом, основанная на крепостном праве экономика соот­ветствовала интересам государства и правящих сословий, но соседство с Европой требовало перестроить эту экономическую систему. Всякое радикальное изменение грозило бунтом или дворцовым переворо­том. Поэтому преобразования за­держивались и экономический ор­ганизм страны содержал в себе одновременно замкнутое хозяйство поместий, слабо изменявшееся по сравнению с временами москов­ских царей Михаила Федоровича или Алексея Михайловича, и совре­менные промышленные гиганты, принадлежавшие казне.

В эпоху Великих реформ послед­ней трети XIX в, государство не без успеха пыталось разрешить свои эко­номические затруднения, переложив часть бремени хозяйственного развития на частное предпринимательство. Реформы создали для этого благопри­ятную почву. В 70—90-е гг. темпы эко­номического роста России превосхо­дят всё, когда-либо виденное в Европе; совершается настоящее промышлен­ное чудо. На рубеже XIX—XX вв. Рос­сийская империя вошла в пятёрку наиболее промышленно развитых стран Европы. Однако общественное устройство России было «расшатано» реформами, потеряло свою тради­ционную устойчивость и в начале XX столетия подверглось револю­ционным потрясениям.

Сев.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Основой экономики России XVIIIXIX вв. было сельское хозяйство. Де­ревня представляла собой ту самую сказочную бездонную бочку, откуда государство черпало средства, когда намеревалось проводить военные и административные реформы, а так­же развивать промышленность и торговлю.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org