Предыдущая Следующая

Однако наступали иные време­на. Пётр сурово расправлялся с теми, кто не желал подчиняться его нововведениям. И царица старалась ради себя и дочерей идти в ногу со временем. Оставив Москву и люби­мое ею подмосковное Измайлово, Прасковья Фёдоровна отправилась в возводимый Петром «парадиз» (т. е. рай) — Петербург. Здесь она не пропускала ни одного придвор­ного торжества, была обходительна с Петром, Екатериной и их окруже­нием. Видя, чему обучают царских дочерей, она сочла нужным и сво­их учить тому же.

ЮНОСТЬ

К своим дочерям Прасковья Фё­доровна относилась по-разному: старшую величала «свет-Катенькой» и любила до самозабвения, сред­нюю — Анну — не любила, а к млад­шей была совершенно равнодушна. Поэтому, когда Пётр предложил ей выдать одну из дочерей замуж за курляндского герцога, царица вы­брала Анну, а свою любимицу оста­вила при себе.

Осенью 1710 г. Анна Иоанновна была обвенчана с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским. Закреплённый династическим браком союз с Курляндией имел для Петра I большое политическое зна­чение. Дружеские отношения с этим европейским государством открыва­ли перед ним возможность исполь­зовать его порты и удобные гавани для русской морской торговли.

Однако супружеская жизнь Ан­ны Иоанновны продолжалась очень недолго. Её муж внезапно заболел и умер по пути в Курляндию. Анна очень хотела вернуться на родину, но ей приказали жить в Курляндии, которая была предметом постоян­ных споров между её соседями — Россией, Швецией, Пруссией и Поль­шей. Чтобы упрочить положение Анны, в Митаве (ныне Елгава в Лат­вии) разместили полк русских сол­дат, а герцогиню решили выдать замуж.

Совсем недавно жившая в тере­ме под опекой мамок, нянек и при­живалок, Анна Иоанновна оказалась в совершенно другом мире. В столи­цах маленьких немецких княжеств внимательно следили за модными веяниями в Париже и Версале, не­медленно перенимая всё, вплоть до париков, пряжек и манеры кланять­ся. Не составлял исключения и двор герцога Курляндского в Митаве, где в различных придворных должно­стях — обер-гофмейстеров, гофмей­стеров, шталмейстеров, пажей — слу­жили дворяне. Во время трапез пажи в великолепных ливреях стояли за креслом её высочества герцогини и прислуживали ей, несмотря на своё знатное происхождение. При дворе имелись свои оркестр и опера, пред­ставления давались едва ли не каж­дый день.

69

 

 

неотразимая внешность и молва о невероятных похождениях произ­вели на Анну впечатление, да и сам он явно желал стать герцогом Курляндским. Однако в судьбу Анны вмешались политические интересы.

В это же время российский двор был озабочен поисками достойной кандидатуры в мужья для Елизаветы Петровны — дочери Петра I. Морицу Саксонскому отправили её портрет. Тем самым ему дали понять, что у него в будущем есть возможность получить императорскую корону. Он сразу ох­ладел к Анне Иоанновне и стал про­являть глубокий интерес к Елизавете.

Напрасно влюблённая Анна по­сылала записки Морицу, писала слёз­ные письма в Петербург, прося раз­решить ей поскорее выйти замуж за милого её сердцу избранника. На все свои просьбы она получала реши­тельный отказ. Анна ещё не знала, что Екатерина I, вступившая на пре­стол после смерти Петра I, решила утвердить Курляндское герцогство за А. Д. Меншиковым.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org