Предыдущая Следующая

Когда к власти пришла Екате­рина И, она поручила наблюдение за Иоанном Антоновичем крупному го­сударственному деятелю Н. И. Па­нину, который составил подробную инструкцию, как содержать узника. В ней особо оговаривалось, что при попытке освободить его, предприня­той кем-либо, охрана должна немед­ленно умертвить арестанта.

Казалось, правительство сдела­ло всё, чтобы забылось само имя Иоанна, но это было не так. Любой человек, сколько-нибудь недоволь­ный правлением императрицы Ели­заветы Петровны, а потом и Екатери­ны Алексеевны, вспоминал о нём. Находились и те, кто пытался перей­ти от слов к делу.

В 1742 г. камер-лакей Александр Турчанинов составил заговор. Его участники намеревались низложить Елизавету и её наследника Петра Фё­доровича и возвратить престол за­конному императору Иоанну. Заго­вор раскрыли, Турчанинов был бит кнутом и с вырванными ноздрями и языком сослан далеко в Сибирь, в Охотский острог.

Через некоторое время ко дво­ру прусского короля, сильнейшего в Германии правителя Фридриха II, женатого на родной тётке несчаст­ного Иоанна Антоновича, бежал то­больский купец Иван Зубарев. Он намеревался поднять бунт среди раскольников, живших в Архангель­ском крае. А в это время немцы под видом купцов приплыли бы морем к Архангельску и освободили Иоан­на Антоновича. Пруссия не пошла на эту авантюру.

В правление Екатерины И плен­ника вновь пытались освободить. Подпоручик Смоленского пехотного полка Василий Яковлевич Мирович, нёсший службу в Шлиссельбургской крепости, и его друг поручик Великолуцкого пехотного полка Аполлон Ушаков задумали вернуть импера­торскую корону Иоанну.

Они договорились осущест­вить свой план (вызволить из тем­ницы Иоанна), когда Екатерина II отлучится из Петербурга. Мирович должен был составить подложный указ от имени императрицы и пере­дать его Ушакову. Предполагалось, что в форме подполковника тот явится в крепость во время дежур­ства Мировича и потребует по под­дельному указу передать ему заклю­чённого.

Однако их план неожиданно расстроился: Ушаков погиб. Тогда Мирович решил действовать само­стоятельно. В ночь своего дежурства

Арест Э. И. Бирона.

86

 

 

 

с 4 на 5 июля 1764 г. он попытался договориться с охранявшими Иоан­на офицерами. Те уклонились от раз­говора и дали знать властям. Тогда Мирович скомандовал солдатам: «К ружью!».

Мирович поставил караульных у всех ворот Шлиссельбургской крепо­сти, приказав никого не впускать. Вышедшего на шум коменданта кре­пости полковника Бередникова он ударом кулака свалил с ног. Собрав­шимся солдатам зачитал собственно­ручно написанный манифест как бы от имени Иоанна Антоновича — за­конного императора. Затем, подкатив крепостную пушку, он вместе с солда­тами попытался взять штурмом поме­щение, где содержался несчастный узник. Охрана поняла, что ей не вы­держать натиска Мировича, и стала действовать по инструкции: Иоанн был убит.

Мирович сдался подошедшим к крепости правительственным вой­скам. Своим соучастникам-солдатам он сказал, что за всё будет отвечать один. Его судили и приговорили к смертной казни. Г. Р. Державин, ко­торый был очевидцем расправы, спустя некоторое время писал: «На­род, стоявший на высотах домов и на мосту, не обыкший видеть смертной казни и ждавший почему-то мило­сердия государыни, когда увидел голову в руках палача, единогласно ах­нул и так содрогся, что от сильного движения мост поколебался и пери­ла обвалились». Княгиня Е. Р. Даш­кова утверждала, что за границей случившееся приписывали ужасной интриге Екатерины II, которая обе­щаниями облагодетельствовать Мировича склонила его на этот посту­пок, а затем предала поручика.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org