Главная Следующая

РОССИЯ И ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

В 1719 г. в Лондоне вышла книга с заманчивым названием «Жизнь и удивительные приключения Ро­бинзона Крузо, моряка из Йорка». Её автор, немолодой английский пи­сатель Даниель Дефо, вовсе не ожи­дал, что она получит восторженный приём. Это сочинение было воспри­нято не как развлекательное чтение, а как книга о сущности человека, об одиночестве, которое он испытыва­ет в мире, и о разуме, который явля­ется его единственной верной опо­рой. Её герой, силой воли и знаний преодолевающий невзгоды и превратности судьбы, стал подлинным символом своего времени — эпохи безграничной веры в Человека и творческие возможности его Разума.

ЭПОХА РАЗУМА

Годы жизни Дефо (1660—1731) совпали со временем бурного раз­вития науки, буквально перевернув­шей все представления средневеко­вого человека об окружающем мире. На протяжении XVI—XVIII вв. гео­графические открытия постоянно

101

 

 

 

Законы, касающиеся справедливого распределения благ, часто быва­ют подготовлены столь же скверно, как и ресурсы обременённого долгами правительства. Поскольку все люди обладают одними и теми же страстями, одной и той же приверженностью к свободе, посколь­ку почти каждый человек являет собой сочетание гордости, алчно­сти, корысти, великой склонности к сладкой жизни и беспокойства, требующего активной деятельности, то не должны ли они все иметь одни и те же законы, подобно тому как в госпитале потчуют одинако­вой хиной всех больных, страдающих перемежающейся лихорадкой?..

Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащими нас полумерами; некоторые же из этих шарлатанов прописывают нам яды...

Тот, кто пожелал бы подсчитать несчастья, связанные с пороч­ным правлением, вынужден был бы написать историю человечества. Из всего этого вытекает, что если люди ошибаются в физике, то они ещё больше делают ошибок в морали и мы обречены на невежество и несчастье в жизни, которая — поскольку одно вытекает из другого, — если очень правильно подвести итог, не содержит и трёх лет, запол­ненных приятными ощущениями.

(Ф. Вольтер. «О феноменах природы».)

расширяли кругозор европейца: мир стремительно увеличивался. Если в XV в. хорошо известные в Европе земли простирались от Индии до Ирландии, то к началу XIX столе­тия испанцы, англичане, голландцы, французы владели всем миром. По­лоса выдающихся открытий, начатая Николаем Коперником, была про­должена трудами Исаака Ньютона, сформулировавшего закон всемир­ного тяготения. В результате их тру­дов к концу XVII в. прежняя карти­на мира стала вчерашним днём даже в глазах обывателей: Земля — биб­лейское средоточие мироздания — из центра Вселенной превратилась в один из многих спутников Солнца; само же Солнце оказалось лишь од­ной из звёзд, дополняющих собой бесконечный Космос.

Так родилась наука Нового вре­мени. Она разорвала традиционную связь с богословием и провозгласила своими основами эксперимент, мате­матический расчёт и логический ана­лиз. Это привело и к появлению но­вого мировидения, в котором понятия «разум», «природа», «естественный за­кон» стали главными. Отныне мир виделся гигантским сложным меха­низмом, действующим по точным за­конам механики (не случайно механические часы — любимый образ в сочинениях государствоведов и поли­тиков, врачей и биологов XVII — на­чала XVIII в.). В столь хорошо отла­женной системе почти не оставалось места для Бога. Ему отвели роль за­чинателя мира, первопричины всего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивался са­мостоятельно, в соответствии с при­родными законами, которые Творец создал всеобщими, неизменными и доступными для познания. Это уче­ние, получившее название деизм (от лат. deus — «бог»), имело много по­следователей среди естествоиспытате­лей XVII—XVIII вв.


Главная Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org