Предыдущая Следующая

Но, пожалуй, наиболее важным шагом, на который отважилась новая философия, стала попытка распро­странить действующие в природе законы на человеческое общество. Появилось и крепло убеждение: и сам человек, и общественная жизнь подвластны неизменным ес­тественным законам. Их нужно толь­ко обнаружить, записать, добиться точного и всеобщего исполнения. Был найден путь к созданию совер­шенного общества, построенного на «разумных» основаниях, — залог бу­дущего счастья человечества.

Поиски природных законов развития общества способствовали возникновению новых учений о че­ловеке и государстве. Одно из них — теория естественного права, разра­ботанная европейскими философа­ми XVII в. Т. Гоббсом и Д. Локком. Они провозгласили природное ра­венство людей, а стало быть, и есте­ственное право каждого человека на собственность, свободу, равенство перед законом, человеческое досто­инство. На основе теории естествен­ного права складывался и новый взгляд на происхождение государст­ва. Английский философ Локк счи­тал, что переход некогда свободных людей к «гражданскому обществу» — результат «общественного договора», заключённого между народами и правителями. Последним, согласно Локку, передаётся только некоторая часть «естественных прав» сограж­дан (правосудие, внешние сношения и т. п.). Правители обязаны защи-

102

 

 

 

щать остальные права — свободы слова, веры и право частной собст­венности. Локк отрицал божествен­ное происхождение власти: монархи должны помнить, что они — часть «гражданского общества».

Началась целая эпоха в истории культуры Запада, принёсшая с собой новое, глубоко отличающееся от сред­невекового понимание мира и че­ловека. Её назвали эпохой Просве­щения — по наименованию мощного идейного движения, которое к се­редине XVIII в. широко охватило страны Европы и Америки. В XVIII— XIX вв. оно оказывало сильное влияние на науку, общественно-поли­тическую мысль, искусство и лите­ратуру многих народов. Вот почему XVIII столетие вошло в историю как Век Разума, Век Просвещения.

Это движение представляли вы­дающиеся философы, учёные, писа­тели, государственные и обществен­ные деятели разных стран. Среди просветителей были аристократы, дворяне, священники, адвокаты, пре­подаватели, торговцы и промышлен­ники. Они могли придерживаться раз­личных, порой противоположных взглядов на те или иные проблемы, относиться к разным вероиспове­даниям или отрицать существование Бога, быть стойкими республиканца­ми или сторонниками лёгкого огра­ничения монархии. Но всех их связы­вала общность целей и идеалов, вера в возможность создания справедливо­го общества мирным, ненасильствен­ным путём. «Просвещение умов», цель которого — раскрыть людям глаза на разумные принципы организации об­щества, продвинуть их к познанию мира и самих себя, — вот в чём суть Просвещения и главный смысл дея­тельности просветителей.

Просвещение не было одним лишь плодом изощрённого ума фи­лософов и их отвлечённых рассуж­дений о свойствах человеческого разума, естественном законе и т. д. Оно было детищем своего време­ни — эпохи всеобщего кризиса сред­невековых форм жизни общества, зарождения новой, промышленной цивилизации. Этим во многом мож­но объяснить огонь всесокрушающей критики, с которой обрушива­лись просветители на «неразумные» установления современного им об­щества —- уродливого, как им пред­ставлялось, порождения «тёмных ве­ков», Средневековья. Развивая идеи естественного права и общественно­го договора, многие из деятелей Просвещения доказывали, что мо­нархи, некогда получив власть из рук народа, использовали её для пора­бощения своих подданных, превра­тили всё созданное трудом простых людей в средство для паразитиче­ской жизни привилегированных слоёв («праздных тунеядцев»). В ито­ге возникли государство, сословный строй, все виды рабства. Духовная тирания Церкви и политическая ти­рания королей, кровопролитные войны и костры инквизиции, по­пранное человеческое достоинст­во — вот плата за отступление чело­вечества от естественного закона. Но достаточно свету знаний рассеять мрак невежества и заблуждений, вер­нуть человечество под сень разума — и естественный порядок вещей вос­торжествует. Именно поэтому необ­ходимо широкое гражданское про­свещение. Народ поймет, что никто не имеет права его угнетать. Дворяне осознают, сколь несправедливо и позорно притеснение народа, какой вред оно наносит всему обществу.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org