Предыдущая Следующая

Пётр пытался оказать сопротив­ление, собрал в Петергофе голштинцев, затем попробовал укрыться в Кронштадте, но наконец подписал отречение и был под гвардейским конвоем, возглавляемым Алексеем, отвезён в поместье Ропша. Здесь б июля император внезапно умер (по официальной версии — от ге­морроидальных колик). Но в литера­туре до сих пор можно встретить другую версию: Пётр III был убит Алексеем Орловым. Прямых доказа­тельств этого нет. Если Алихан вино­ват, то, вероятно, лишь косвенно, как начальник охраны свергнутого им­ператора. В присутствии Орлова могло готовиться или совершаться преступление. Есть сведения, что Петра после неудачной попытки от­равления задушил Шванвич...

После переворота карьера Ор­ловых круто пошла в гору. Каждый из пяти братьев получил графский титул. Трое непосредственных уча­стников — земельные и денежные пожалования. Григорий и Алексей стали кавалерами ордена Святого Александра Невского. Григорий фактически оказался первым лицом в государстве и был осыпан чинами и должностями. Фамилия Орловых чуть не заменила на троне Романо­вых, так как сторонники Григория собирались женить его на императ­рице (у Екатерины был от него сын, получивший титул и имя графа Бобринского). Но этому воспроти­вились вельможи, да и сама Екате­рина была слишком властолюбивой и слишком ветреной, чтобы поже­лать превратиться в мадам Орлову.

Григорий, как и его братья, от­личался добродушием, общительностью, верностью в дружбе, любовью к наукам, в особенности естествен­ным. Он был одним из основателей Вольного экономического общест­ва, дружил с М. В. Ломоносовым, а позднее купил его библиотеку, принимал активное участие в под­готовке екатерининского «Наказа», данного Комиссии для составления нового Уложения (свода законов), которая собралась в Москве в 1767 г. Он был незаурядным актёром-люби­телем, переводил с французского.

Братья Григория тоже не были обойдены. Алексей стал майором, а затем подполковником Преобра­женского полка, Фёдор — обер-про­курором сената. Владимир, несмот­ря на молодость, некоторое время занимал должность директора Ака­демии наук, состоял в переписке со знаменитыми отечественными и за­рубежными учёными. Только Иван отказался от чинов и должностей и спокойно жил в своём поместье, хотя не оставлял братьев советами в их полной интриг придворной жизни. Возвышение Орловых по­служило причиной недовольства и даже заговоров против них, пере­плетавшихся с заговорами против самой императрицы.

 

ЧЕСМА И ЛИВОРНО

Предвидя близкую войну с Турцией, Григорий и Алексей предложили Екатерине нанести будущему про­тивнику неожиданный для него удар с тыла — поднять на борьбу с османами православное греко-сла­вянское население Балкан и Архи­пелага (группы островов, располо­женных у восточного побережья Адриатического моря). А если воз­можно, то и прислать на помощь восставшим флот, высадить сухо­путный десант. Для осуществления первой части этого плана и оценки на месте перспектив второй Алехан и Фёдор под вымышленными фами­лиями летом 1768 г. отправились за границу, по официальной версии — для лечения, однако из курортного Карлсбада выехали не на родину, а в Венецию. Здесь, а затем в Пизе

129

 

 

 

 

 

 

они развернули успешную агитацию, посылая своих эмиссаров, как при­бывавших из России, так и завербо­ванных на месте, в район будущих боевых действий, устанавливая необ­ходимые связи и подготавливая ма­териальную базу. Одновременно го­товились стоянки для флота.

Осенью следующего года пер­вые корабли под руководством ад­мирала Спиридова прошли Гибрал­тар. Восстание греков и славян в Пелопоннесе, вначале очень успеш­ное, не оправдало, однако, ожида­ний. Турки успели стянуть крупные силы. Но русская эскадра нанесла неприятелю летом 1770 г. сокруши­тельные поражения в Хиосском проливе и Чесменской бухте. Боем управляли Спиридов и капитан-ко­мандор Грейг. Но главнокомандую­щим был Алехан, сухопутный гене­рал-аншеф, поднявший на корабле «Три иерарха» кайзер-флаг. Он при­нял на себя ответственность дать сражение, несмотря на огромный перевес турок в количестве судов (всей архипелагской экспедиции в случае неудачи грозил крах). И даже отличился, поразив из ружья одного из турецких рулевых. За Чесму Алексей был награждён орде­ном Святого Георгия 1-й степени (вторым после Румянцева и первым на флоте), а также стал именовать­ся Орловым-Чесменским.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org