Предыдущая Главная

 

Книга

С. П. Крашенинникова

«Описание земли

Камчатки».

142

 

 

Журнал «Собеседник любителей российского слова». Часть 8. 1782 г.

Независимый характер, резкие суждения нередко приводили Дашко­ву к различного рода конфликтам — она ссорилась с собственной до­черью, со многими академиками, Ека­териной II и её окружением. Публика­ция трагедии «Вадим Новгородский» опального поэта Я. Б. Княжнина вы­звала гнев императрицы. На одном из приёмов она сказала Дашковой: «Вы распространяете произведения, опас­ные для меня и моей власти». На реп­лику Екатерины II: «Она (трагедия. — Прим. ред.) будет сожжена палачом» Дашкова ответила: «Мне не придётся краснеть по этому случаю». Екатери­на Романовна была устранена от дел, взяла двухгодичный отпуск и в 1794 г. снова отправилась в Москву.

Сразу после смерти Екатери­ны II (1796 г.) Павел I, неприязнен­но относившийся к своей матери, подверг репрессиям всех участников переворота 1762 г. Дашкову уволи­ли со всех занимаемых ею постов, сослали в деревню Коротово близ Череповца, затем перевели в Калуж­скую губернию. После воцарения Александра I в 1801 г. она получила предложение вновь возглавить Рос­сийскую Академию, но отклонила

его, хотя за деятельностью Академии следила внимательно.

В 1808 г. Дашкова узнала, что парадный зал в новом здании долж­ны украсить портреты первых акаде­миков, в том числе и её портрет. Она отправила в Петербург благодарст­венное письмо.

Горько переживая смерть сына и разлад с дочерью, последние годы жизни Дашкова провела в Москве и своём имении Троицкое. Она зани­малась хозяйством и литературной деятельностью, сотрудничала с жур­налом «Друг просвещения», при­водила в порядок свои бумаги. В рукописи сохранились её трактат «О трагедии» и пьеса «Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству на­казания».

В 1804—1805 гг. Дашкова рабо­тала над своими воспоминаниями «Mon histoire» («Моя история»). Её записки — превосходный памятник русской культуры, в равной мере принадлежащий истории и лите­ратуре. В этом самобытном поли­тическом и литературном документе биография автора представлена в контексте елизаветинского, екатери­нинского и павловского царствова­ний, в нём запечатлены многие идеи, образы выдающихся людей той эпо­хи. Понимая общественную остроту своих воспоминаний, а также до­кументов, использованных в них (письма Екатерины II и др.), Дашко­ва приняла меры предосторожности:

Е. Р. Дашкова. С оригинала Н. Тончи. Цинкография.

1840 г., исполняя волю Дашковой, она опубликовала «Записки» на анг­лийском языке. Издание было не­медленно запрещено в России, по­скольку касалось некоторых тайных сторон жизни царственных особ. Русский перевод с предисловием А. И. Герцена также вышел в Лондо­не в 1859 г., и лишь через 71 год после смерти Дашковой (она умерла 4 января 1810 г.) «Записки» по «воронцовской копии» были напечата­ны в XXI томе «Архива князя Воронцова». С тех пор они неоднократно переиздавались, неизменно вызывая интерес к себе и к автору.

Во всей истории средневеко­вой России женских персонажей, сыгравших сколько-нибудь значи­тельную роль, считанные единицы. Лишь во второй половине XVIII — начале XIX в. женщины, принадле­жавшие к высшему обществу Рос­сии, устремляются к политическим делам и просветительской деятель­ности. Иными словами, в эту эпоху женщины выходят на широкую аре­ну общественной деятельности. Екатерина Романовна Дашкова бы­ла первой ласточкой на этой арене и сумела оставить в истории екате­рининского времени яркий, запо­минающийся след.

144


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org