Главная Следующая

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ

В МОСКВЕ.

ИВАН ИВАНОВИЧ БЕЦКОЙ

(1704—1795)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ. МОЛОДЫЕ ГОДЫ И КАРЬЕРА

Имя Ивана Ивановича Бецкого из­вестно немногим, хотя в отечествен­ной истории оно вправе занимать более почётное место. За свою дол­гую, нелёгкую жизнь он сделал мно­го добрых и полезных дел и досто­ин благодарной памяти потомков.

Иван Иванович Бецкой родился в 1704 г. в знатной и богатой семье. Его отец, фельдмаршал Иван Юрь­евич Трубецкой, попал в плен во время сражения со шведами под Нарвой. В Швеции он встретил оча­ровательную женщину. Они полюби­ли друг друга. Однако союз их не был законным браком, а потому ро­дившийся мальчик был незаконно­рождённым и не мог носить фами­лию отца. До конца дней своих он пользовался лишь её окончанием — «-бецкой». Отпрыск знатной семьи, он получил прекрасное образование, начал службу в кавалерии, но после того как неудачно упал с лошади, стал хромым на всю жизнь и был вы­нужден уйти в отставку. Он много путешествовал по странам Европы, по воле случая стал другом принцес­сы Иоганны — матери будущей Ека­терины II.

С восшествием на престол этой великой императрицы в жизни И. И. Бецкого наступает звёздный час. Продолжая возглавлять, как при Петре III, канцелярию строений до­мов и садов, он руководит работами по созданию и установке монумента Петру I — знаменитого «Медного всадника» французского скульптора Фальконе, решёток Летнего сада, по сооружению мостов, а также гранитных набережных Невы и каналов. Иван Иванович возглавляет Акаде­мию художеств и фактически игра­ет роль министра просвещения. Он направляет деятельность ряда учеб­ных и воспитательных заведений, где пытается проводить реформы в духе французских просветителей; участвует в создании институтов благородных девиц — Смольного в Санкт-Петербурге и Екатеринин­ского в Москве. Современники отно­сились к его деятельности с искрен­ней заинтересованностью.

Ещё в юности Бецкой познако­мился с идеями просветителей о вос­питании. Джон Локк (1632—1704) — английский философ, психолог, педа­гог и врач-педиатр — утверждал, что

И. И. Бецкой. Гравюра А. Радига с оригинала А. Рослина. 1794 г.

145

 

 

 

впечатления, полученные человеком в детстве, имеют очень важные и про­должительные последствия: душа ре­бёнка — это «чистая бумага», на кото­рой воспитанием можно написать какие угодно письмена. Жан Жак Рус­со (1712—1778) — великий француз­ский писатель и философ — считал, что главенствующая роль в жизни ре­бёнка принадлежит его родителям. Французский философ Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) полагал, что «главными наставниками юноши яв­ляются форма правления, при кото­рой он живёт, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления. Учителя и ученики одинаково подчи­нены этим воспитателям».

О том, что воспитание — дело государственной важности, залог процветания общества, шла речь в переписке и беседах Екатерины II с французским писателем и филосо­фом Дени Дидро (1713—1784). Бец­кой разделял воззрения императри­цы: государство обязано растить и воспитывать «новую породу» лю­дей — физически и нравственно здо­ровых учёных, артистов, мастеровых и хлебопашцев, которые должны свободным трудом создавать все бла­га. Дело это неотложное, и никакие материальные затраты не могут быть чрезмерными, но в первую очередь защиты и поддержки требуют сиро­ты и незаконнорождённые.

Ещё в молодости Иван Ивано­вич побывал в воспитательных до­мах Милана, Лиона и Парижа. Впе­чатлений было много. Европа уже имела богатый опыт призрения и воспитания подкидышей, сирот и незаконнорождённых детей. Уже в 787 г. был открыт воспитательный дом в Милане. В 1198 г. открылся дом для подкидышей и сирот в Риме, а в 1362 г. — знаменитый париж­ский воспитательный дом «Отель Дьё», являющийся в наши дни евро­пейским центром педиатрии.


Главная Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org