«История Российская» не приобрела
популярности у современников: труд был написан очень тяжёлым языком и
пересыпан нравоучительными отступлениями. Не вызвало исследование одобрения и
со стороны Екатерины II, которая сама работала
над многотомными «записками касательно российской истории». Карьера Щербатова
замедлилась. В В Титульный лист «Истории Российской» М. М. Шербатова. Том 5. 224 батов много размышляет и
пишет. Именно в последние десять лет жизни он создаёт свои основные публицистические
работы: «Рассмотрение о пороках и самовластии Петра Великого», «Размышления о
дворянстве», «Примечания верного сына Отечества на дворянские права»,
«Размышления о законодательстве вообще», «Путешествие в землю Офирскую» и,
наконец, потаённую историю своего времени — «О повреждении нравов в России». Прежде всего он обращается к
переломному времени в истории страны — к царствованию Петра I. Отдавая
должное великому реформатору, Щербатов, безусловно, одобрял его налоговую
систему, новые государственные учреждения, искреннее стремление к благу
отечества. Но он не мог примириться с падением роли знати, с выдвижением
безродной бюрократии, «когда стали почтенными не роды, а чины, заслуги и
выслуги». Смущал его и нравственный облик царя, который «уподлял себя» распутством,
произволом и собственноручным «биением окружающих его». И всё же как
беспристрастный историк, Щербатов не смог сурово осудить Петра — князь полагал,
что «нужда заставила его быть деспотом, но в сердце он имел расположение...
взаимственных обязательств государя с подданными». Задавался историк и необычным
для его современников вопросом: «Во сколько лет могла Россия сама собою без
самовластия Петра Великого дойти до того состояния, в каком она ныне есть в
рассуждении просвещения и славы?». По весьма произвольным расчётам самого автора,
для этого понадобилось бы больше 100 лет... За недоумением историка XVIII в. стоит весьма серьёзная проблема цены реформ Петра I, когда
страна совершила громадный скачок в своём экономическом развитии — но путём
усиления крепостничества. Укрепление государства означало подчинение ему
общества и ликвидацию любых «противовесов» неограниченной власти монарха.
Щербатов считал, что отмена местничества и старых традиций дворянской службы,
«не заменённых никаким правом», ставила даже самых знатных в прямую
зависимость от воли начальника, а всех вместе — от произвола самодержца. А
«отнятие власти» у церкви означало умаление веры «к божественному закону».
Создание жёсткой чиновной иерархии привело к тому, что «начали люди наиболее
привязываться к государю и к вельможам, яко ко источникам богатства и
награждения». Исчезла «грубость нравов, по оставленное ею место лестью и
самством (эгоизмом. — Прим. ред.) наполнилось». Щербатов пытался оправдать
самого императора, но его преемников уже не щадил. В его памфлете «О
повреждении нравов в России» перед читателями проходит не только галерея
временщиков — честолюбцев и расточителей, но и сами ничтожные наследники
Петра: «слабая и роскошная Екатерина I, жестокая
Анна Иоанновна, невежественная и ленивая Елизавета» и, наконец, «сама
лицемерная, славолюбивая и пышная Екатерина II», которая
«не токмо примерами своими, но и самым ободрением пороков является». Критика
князя-историка зла и язвительна, но выхода он не видит — «токмо должно просить
Бога, чтоб лутчим царствованием сие зло истреблено было...». |