Предыдущая Следующая

Капрал пехотного полка.

208

 

 

 

цузской коалиции. Могучую державу пытались ослабить, лишив её талант­ливых полководцев и флотоводцев. В блеске гения Суворова и Ушакова трудно было различить военный та­лант Кутузова и Багратиона, Сенявина и Лазарева, а также многих других, воспитанных их примером. Краткий пенсионный аттестат адми­рала, собственноручно написанный императором, начинался просто:

«Победителю всех неприятелей Рос­сии на морях графу Ушакову Фёдо­ру Фёдоровичу,..».

Так в зените своей славы не­победимый Фёдор Фёдорович Уша­ков расстался с оперёнными бе­лоснежными парусами родными линейными кораблями, фрегатами и галерами на Севастопольском рейде, которые салютовали ему на прощание орудийными залпами...

РАЗДЕЛЫ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ И ВОССТАНИЕ ТАДЕУША КОСТЮШКО

УПАДОК РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Слияние Польского королевства и Великого княжества Литовского в единую Речь Посполитую в 1569 г. давало полякам поистине историче­ский шанс объединить славянские народы, населявшие оба государст­ва. Но эта возможность так и оста­лась неиспользованной.

Речь Посполитая на протяже­нии своего более чем двухвекового существования была лоскутной дер­жавой; королевская власть не могла прочно связать области страны, весьма различные по своим поли­тическим, религиозным традициям и преобладающему национальному элементу. Ещё менее способностей проявили польские монархи и пра­вительства в организации отпора внешнему неприятелю. В тяжёлой, изнурительной борьбе на юге против Османской империи на одну победу войск Речи Посполитой приходилось по два разгрома. Шведы также несколько раз вторга­лись в польские и литовские пре­делы, оккупируя целые области. Баланс успехов и неудач на россий­ской границе к исходу XVII в. сложился явно не в пользу Речи Посполитой.

Ещё в конце XV в. при польском короле Яне Ольбрахте был выдвинут проект переселения Тевтонского ор­дена из Прибалтики в Причерно­морье для защиты Польши от татар. Предполагалось, что в этом случае Орден превратится из противника в союзника и помощника Польши. Вместо этого с 1525 г. великий ма­гистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн стал наследственным правителем мощного Прусского гер­цогства, основав династию, которая спустя 250 лет в числе прочих со­крушила Речь Посполитую. Ошибка польского короля Сигизмунда I Ста­рого, допустившего возвышение Аль­брехта Гогенцоллерна, привела к тому, что на польских границах поя­вилось новое государственное обра­зование, враждебное по отношению к Речи Посполитой и со временем становившееся всё сильнее и опас­нее. Одновременно на юго-западной границе Польши мощную угрозу представлял ещё один её сопер­ник — Австрия, где правила дина­стия Габсбургов. Отношения между Речью Посполитой и Россией тради­ционно сводились к двум состояниям: война или подготовка к ней.

Король Станислав Август. Копия с гравированного портрета работы Пихлера.

Таким образом, к началу XVIII в. Речь Посполитая оказалась в окруже­нии отнюдь не питавших к ней сим­патии соседей, и раздел её между ними был делом времени. Политиче­ская слабость страны в XVIII в. была уже очевидной, а в столь небла­гоприятной внешнеполитической обстановке это было уже непозво­лительной роскошью: удивительно не то, как стремительно рухнуло в конце концов ранее могущественное государство, а то, как долго оно про­существовало, имея на всех рубежах агрессивных противников.

В российской науке до самого последнего времени преобладало мнение, что процесс раздела Поль­ши длился всего 23 года (1772 — 1795 гг.). Однако это не совсем так, и современные польские исследова­тели Томаш Цегельский и Лукаш Кандзеля считают, что временем разделов Польши был весь XVIII в., выделяя два этапа: предысторию (1700—1763 гг.) и сами разделы (1764—1795 гг.).


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org