Предыдущая Следующая

258

 

 

 

органов — дум, начиная с волостных (местных) и кончая государствен­ной. Каждая нижестоящая дума пу­тём сложной процедуры выборов посылала представителей в более вы­сокую думу.

Деятельность Государственной думы ставилась в полную зависи­мость от «державной власти»: импе­ратор мог уволить всех её членов, от­менить заседание или перенести его срок (думу планировалось собирать раз в год), Государственная дума — высший законосовещательный ор­ган — должна была рассматривать дела, связанные с деятельностью министерств, но имела право и сама определять круг вопросов для об­суждения.

Представленный императору план получился слишком сложным и громоздким, чтобы быть совершен­ным. Основным же его недостатком являлось отсутствие чёткого опреде­ления, что же такое собственность. Без этого оказалось невозможно раз­граничить сословия (в том числе имущественное положение сосло­вий), очертить их права и обязанно­сти, разработать механизм выборов в думы и т. д.

В 1810 г. план Сперанского рас­сматривался во вновь созданном Государственном совете — высшем совещательном органе Российской империи. Отдельные положения пла­на при обсуждении принимались с трудом или набирали меньшинство голосов, но тем не менее утвержда­лись императором. Многие усмотре­ли в плане, особенно в части, ка­сающейся реорганизации высших органов управления, подмену власти государя. В России монарх всегда был высшим судьёй, и потому вве­дение Верховного суда, о котором говорилось в проекте Сперанского, представлялось кощунством. Г. Р. Дер­жавин, делавший к проекту замеча­ния редакционного характера, пи­сал: «Почитаю сие преобразование ещё неполным, ибо нет в нём твёр­дого основания... Кажется мне, что всё это можно бы сделать проще, короче, яснее и удобнее, не столь убыточным и более охраняющим единство власти монаршей, без коей Россия благополучна быть не может». К осени 1811 г. сложилась об­щая оценка плана: «Хорошо, да не время». В ту пору уже стало очевид­но — России предстоит воевать с На­полеоном.

С осени 1807 г. и до весны 1812 г. круг деятельности Сперан­ского был необычайно широк. Миха­ил Михайлович входил в различные комиссии и комитеты, занимал мно­гие должности. Но любая его работа так или иначе была связана с глав­ным — государственным переуст­ройством. Масштабы деятельности Сперанского вызывают изумление. Только перечисление того, что он сделал, составило бы целые тома. С. М. Середонин, один из биографов Сперанского, называл его «совер­шенно исключительным явлением в нашей высшей администрации пер­вой половины XIX века». Но именно тогда у Сперанского появляется мно­жество врагов. Это было вызвано теми преобразованиями, которые ему удалось осуществить.

ВЕРШИНА КАРЬЕРЫ И ОПАЛА

В январе 1810 г. с учреждением Го­сударственного совета Сперанский стал государственным секретарём, самым влиятельным сановником России, фактически вторым после императора лицом в государстве. Положение его в стране было тако­во, что даже членам императорской фамилии приходилось обращаться к

259

 


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org