Предыдущая Следующая

 

 

Портрет

М. М. Сперанского.

нему с просьбами. И государствен­ный секретарь не удовлетворял эти просьбы, если считал их противоза­конными. Беспощадно относился он к взяточникам и казнокрадам.

Русские финансы в результате ряда войн, которые вела в это вре­мя Россия, были в крайне расстро­енном состоянии. В феврале 1810 г. начались преобразования в области финансов. Прекращался выпуск ас­сигнаций. Сокращался объём де­нежных средств, поступающих в распоряжение министерств. Под контроль ставилась их финансовая деятельность. Увеличивались нало­ги, вводился налоговый сбор с дво­рян-землевладельцев, которые ра­нее налогами не облагались. Это вызвало возмущение дворянства, прежде всего аристократии.

Таким образом, преобразования Сперанского затронули все слои рус­ского общества. И реакция на рефор­мы чаще всего была отрицательной. Над головой государственного секре­таря стала собираться гроза. Против него была огромная армия — дворян­ство и чиновничество.

Сперанского стали обвинять в подрыве государственных устоев России. Со всех сторон к Александру поступали отрицательные отзы­вы о государственном секретаре. Враги Сперанского умело играли на огромном самолюбии и мнитель­ности императора Александра I, пе­редавая ему нелестные отзывы Ми­хаила Михайловича о его особе. Делались и явно клеветнические выпады. Например, Сперанского на­зывали главой революционного масонства в России, хотя Михаил Михайлович пренебрежительно относился к этому движению. И здесь враги Сперанского действова­ли наверняка — Александр боялся масонов, считая братство органи­зацией, способной вызвать рево­люцию в любой стране. Обвиняли государственного секретаря и в узурпации власти. Действительно, он обладал небывалыми полномо­чиями, особенно в 1811 г. Предви­дя скорую войну с Францией, он считал необходимым готовиться к ней быстрыми темпами. С прису­щей ему энергией Михаил Михай­лович взялся за дело. Император ос­тался как бы в стороне. Он начал опасаться, что в лице Сперанского имеет соперника — госсекретаря-самодержца. Немалую роль в паде­нии первого сановника империи сыграла и «Записка о древней и но­вой России» Н. М. Карамзина, в ко­торой историк резко критиковал внешнюю и внутреннюю политику Александра Павловича, в частности его реформаторскую деятельность. В довершение всего столицу на­воднили подмётные письма, в кото­рых государственного секретаря называли изменником и француз­ским шпионом. Наконец Александр принял решение об отставке Спе­ранского.

Вечером 17 марта 1812 г. он был вызван во дворец, а ночью в сопро­вождении частного пристава уже ехал в Нижний Новгород в ссылку.

Сам Сперанский считал про­исшедшее результатом интриги и, посылая императору письма с оправ­даниями, надеялся добиться разре­шения поселиться в своём имении. Но... осенью 1812 г. его под конвоем отправили в Пермь. Сюда к нему приехала семья.

260

 

 

 

ССЫЛКА В ГУБЕРНАТОРЫ

Вынужденный прекратить государ­ственную деятельность, Михаил Ми­хайлович занимается литературой, преимущественно духовного содер­жания. Его всё возрастающая рели­гиозность с годами переходит в мис­тицизм. После долгих ходатайств опальному реформатору стали пла­тить жалованье, а осенью 1814 г. раз­решили жить в его деревне Великополье Новгородской губернии.

В 1815 г. Сперанский приветст­вовал создание на Венском конгрес­се Священного союза (см. статью «Дипломаты делят мир») и тут же предложил меры по его совершенст­вованию. Он просил вернуть его на государственную службу, и наконец эту просьбу государь удовлетворил: в 1816 г. Сперанский был назначен пензенским губернатором.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org