Предыдущая Следующая

В своём возвращении на служ­бу Михаил Михайлович видел при­мету скорого переезда в Петербург. Он размышлял об усовершенствова­нии управления в губерниях и посте­пенно пришёл к выводу, что рефор­мы в России следует начинать с упорядочения жизни на местах. Свои предложения по этому вопросу он обобщил в уставе об управлении гу­бернией.

Будучи губернатором, Сперан­ский восстанавливает утраченные свя­зи с чиновниками и министрами в столице, но вернуться в Петербург ему не удаётся. В 1819 г. он едет в Си­бирь генерал-губернатором. И только через два года, в марте 1821 г., он на­конец возвращается в Петербург, а в 1822 г. завершает проект реоргани­зации управления Сибирью — «Уч­реждения для управления сибирских губерний», — который тогда же утвер­дил Александр I.

В столице Сперанский получил должности члена Государственного совета и Сибирского комитета, а так­же управляющего Комиссией по со­ставлению законов.

Восшествие на престол Нико­лая I ознаменовалось восстанием 14 декабря 1825 г. В тайных общест­вах Сперанский не состоял, но, как и многие, имел друзей и знакомых

среди будущих декабристов. В связи с проектами реорганизации России его имя иногда называлось в Следст­венной комиссии, созданной по делу декабристов. Однако Сперанского никогда не вызывали для объясне­ний. Более того, позднее сам он стал членом суда над декабристами.

Император Николай I высоко ценил ум и знания реформатора. Сперанский и для этого государя написал обращение к народу ко длю коронации (первый вариант мани­феста, составленный Н. М. Карам­зиным, Николай отверг). Однако к административной деятельности Михаила Михайловича допускали с большой осторожностью — для но­вого монарха он был непонятным и непредсказуемым человеком.

БЛЕСТЯЩИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ

Последняя служба, порученная Спе­ранскому, по праву принесла ему славу: он стал юрисконсультом пра­вительства и работал над составле­нием Свода законов Российской им­перии. Попытки создать такой свод предпринимались на протяжении последней трети XVIII и в начале

Свод законов

Российской империи,

в составлении

которого принимал

участие

М. М. Сперанский.

А. Кившенко. Император Николай I награждает Сперанского за составление Свода законов.

XIX вв., но не имели успеха. Ко време­ни восшествия на престол Николая I в России не существовало иного сво­да законов, кроме устаревшего Собор­ного Уложения 1649 г. Мало того, не было даже простого собрания зако­нов Российской империи, а это чрез­вычайно затрудняло рассмотрение гражданских и уголовных дел.

Созданное в 1826 г. И Отделе­ние Собственной Его Император­ского Величества канцелярии стало заниматься кодификацией — сис­тематизировало существующие за­коны по отдельным отраслям пра­ва, пересматривало имеющиеся и отменяло устаревшие законы. Спе­ранскому царь Николай поручил управление этим ведомством. К 1830 г. вышли в свет 45 томов Пол­ного собрания законов Российской империи (от Соборного Уложения 1649 г. до декабря 1825 г.). Затем последовали ещё шесть томов. Од­новременно под руководством Спе­ранского шла работа над составле­нием Свода законов Российской империи. К 1833 г. было подготов­лено 15 томов Свода, и с 1835 г. он стал единственным основанием для принятия решений по всем делам.

До конца жизни Сперанский за­нимался кодификационной деятель­ностью, готовил учебные пособия по законоведению для высшей школы, разрабатывал проект и устав училища правоведения. В 1837 г. он получил высшую награду Российской импе­рии — орден Святого Андрея Перво­званного, а в январе 1839 г. был воз­ведён в графское достоинство.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org