Предыдущая Следующая

Ростопчин также отдавал прика­зания «в случае внезапного вступле­ния неприятельских войск стараться истреблять всё огнём», но и помимо его распоряжений нашлись люди, ко­торые остались в Москве и с риском для жизни поджигали свои дома. Мно­гие москвичи приходили в расположе­ние русской армии и рассказывали «о сожжении домов своих».

Что касается заявления Кутузова Лористону, то в действительности Кутузов сказал следующее: «Я хорошо знаю, что это сделали русские. Про­никнутые любовью к Родине и готовые ради неё на самопожертвование, они гибли в горящем городе». Приведён­ные же ранее слова Кутузова — это подтасованная, приписанная ему зад­ним числом правительственная вер­сия, что доказал в 1967 г. А. Г. Тартаковский.

Споры вокруг пожара Москвы бу­дут вестись ещё долго, будут обнаружи­ваться одни факты и опровергаться дру­гие. Возможно, когда-нибудь будет установлено, что Москву подожгли именно русские (или французы). Но главное в другом — в том, что, по сло­вам Льва Толстого, завоеватели, вошед­шие в Москву 2 сентября, спустя пять недель «уже не составляли более вой­ска. Это была толпа мародёров», обре­чённых на поражение. Не случайно На­полеон в конце жизни, на острове Святой Елены, с горечью сказал: «Я дол­жен был бы умереть сразу же после всту­пления в Москву...».

И. Жибель. Пожар Москвы. Раскрашенная гравюра.

287

 

 

 

А. Кардовский. Москва в сентябре 1812 г.

УХОД ФРАНЦУЗОВ ИЗ МОСКВЫ

Пожар был ужасен. Он полыхал целую неделю. От большей части Москвы, застроенной в то время в основном деревянными домами, ос­талось лишь пепелище. В огне по­гибли прекраснейшие дворцы и церкви, сгорели многие библиоте­ки. Пострадали оставшиеся в горо­де мирные жители. Наполеон вы­нужден был покинуть Кремль, к которому подбирался огонь, и пере­ехать в пригородный Петровский дворец, откуда он смотрел на пы­лающую Москву.

Вступив в Москву, французская армия, как и предвидел Кутузов, ока­залась в своеобразной западне. Не­смотря на непрекращавшиеся пожа­ры, французские солдаты и офицеры занимались мародёрством, разбреда­лись по городу, грабили винные склады. Дисциплина — основа бое­способности армии — была в значи­тельной степени утрачена. Попытки навести порядок оказались безре­зультатными. В городе кончались запасы продовольствия. Интендант Лессепс, ответственный за снабже­ние Великой армии, жаловался На­полеону, что у него не хватает хлеба и муки.

В. Верещагин. Наполеон и маршал Лористон.

288

 

 

военному делу новобранцев. Из Та­рутина Кутузов поддерживал связь с войсками Чичагова на юге и корпу­сом Витгенштейна, оборонявшим Санкт-Петербург, рассылал летучие партизанские отряды, наносившие чувствительные удары по врагу.

В октябре на реке Чернишне русская армия неожиданно атакова­ла французский авангард маршала Мюрата. Французы были опрокину­ты и спешно отступили, потеряв 2500 человек. Русские захватили и личный обоз маршала Мюрата. Это поражение ещё больше встревожило Наполеона, и он отправил в ставку Кутузова опытного дипломата Лори-стона с предложением заключить мир. Кутузов вежливо принял по­сланника, однако все предложения о мире отверг. «Война только начина­ется», — заявил полководец.

ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА

Во время переговоров французский посланник Лористон жаловался Ку­тузову, что против наполеоновской армии ведётся война «не по прави­лам». Действительно, в России раз­горалась настоящая народная, отече­ственная война, не признававшая никаких «правил». Война 1812 года называется «Отечественной» именно потому, что в ней участвовала не только регулярная армия, но и весь народ. Ярче всего народный харак­тер войны проявился в партизан­ском движении.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org