Предыдущая Следующая

П. Кропоткин. «С натуры в вагоне по пути в

Петроград рисовал художник В. Шаврин»

(журнал «Лукоморье», 1917 г.).

326

 

 

 

борьбу. Год спустя, в феврале 1921 г., Ленин замечал: «Наше во­енное командование позорно провалилось, выпустив Махно (не­смотря на гигантский перевес сил и строгие приказы поймать), и теперь ещё более позорно проваливается, не умея раздавить горсток бандитов. И хлеб, и дрова, всё гибнет из-за банд, а мы имеем миллионную армию». Однако отряд бойцов Махно посте­пенно таял. Крестьян измучила непрерывная война против все­го света. Кроме того, крестьянская политика Советской власти к лету 1921 г. стала смягчаться. В августе 1921 г. Махно серьёзно ранили в голову. Всего в боях с белыми и красными он получил 12 ранений. 23 августа оставшаяся горстка повстанцев перешла границу. Махно вспоминал: «В Киевщине я был опасно ранен и, будучи в беспамятном от потери крови состоянии, отправлен на­пуганными за мою жизнь и общее дело повстанцами в Румынию». Здесь известного «бунтовщика», конечно, посадили в крепость. Затем он ещё побывал в польской и немецкой тюрьмах.

«После подобных странствований, — писал Махно, — я об­ретаюсь ныне в Париже, среди чужого народа и среди полити­ческих врагов, с которыми так много ратовал... О чувствах моих: они неизменны. Я по-прежнему люблю родной народ и жажду работы и встречи с ним». Во Франции Нестор Иванович жил бед­но, часто болел от многочисленных ранений. Написал воспоми­нания. Чтобы заработать на хлеб, сапожничал, шил тапочки. Так странно сложилась судьба революционера...

6 июля 1934 г. Нестор Махно скончался от давней тюрем­ной болезни — туберкулёза. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с расстрелянными парижскими коммунарами.

ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ В 1917—1921 ГОДАХ

ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Свержение самодержавия в России в феврале 1917 г. оказалось для большевиков, как и для других социалистов, почти полной неожиданностью. Ещё 9 января в одном из публичных выступ­лений Владимир Ленин замечал: «Мы, старики, может быть, не доживём до решающих битв грядущей революции...». Большевик Анатолий Луначарский позднее признавался, что сообщение о февральских событиях «поразило его как громом».

«Большевизм — это орех, который не расколешь» (из речи Г. Зиновьева). (Журнал «Красный перец», 1924 г.)

327

 

 

 

страны. 5 марта вновь начала выходить запрещённая в 1914 г. большевистская газета «Правда». Её редакцию возглавили вернув­шиеся из ссылки «старые большевики» — Лев Каменев, Иосиф Сталин... Остальные авторитетные вожди партии во главе с В. Ле­ниным ещё оставались в эмиграции. Находившиеся в России ру­ководители большевиков считали, что революция «буржуазная», поэтому можно и нужно поддержать Временное правительство. «Поскольку Временное правительство закрепляет шаги револю­ции, — говорил И. Сталин, — постольку ему поддержка...»


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org