Главная Следующая

«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ»

И НЭП

«ВОЙНА ЗА ХЛЕБ»

Первые шаги большевиков, например Декрет о земле, пользова­лись полной поддержкой крестьян. Но весной 1918 г. в городах возникли серьёзные трудности с хлебом.

Большевики не разрешали свободную торговлю хлебом, потому что это противоречило их коренным убеждениям. Была и другая важная причина: в условиях разрухи город мало что мог дать деревне в обмен на хлеб. Поэтому в деревню направили во­оружённые «продотряды». Они по низкой цене или бесплатно (в порядке реквизиций) забирали у крестьян все «излишки зерна». Такой порядок назывался «продразвёрсткой». Крестьяне, конеч­но, сопротивлялись. Только в 1918 г. погибло около 20 тысяч бойцов продотрядов. Иногда с ними сражались в открытом бою, иногда убивали ночью, спящих.

Против непокорных крестьян стали применять карательные меры, ещё не забытые со времён старого режима. Прежде всего сельских жителей стали подвергать поркам. Крестьяне надевали по четыре-пять рубах на тело, чтобы смягчить удары, но это им не очень помогало. Порой всю крестьянскую толпу ставили на колени, чтобы они «почувствовали почтение к Советской власти»,

Особенную враждебность крестьян вызывало введение сов­хозов (советских хозяйств). В них крестьяне превращались в ра­бочих без права иметь даже огороды и домашнюю птицу.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОППОЗИЦИИ

В декабре 1920 г. представителей мень­шевиков и эсеров пригласили высту­пить на VIII Всероссийском съезде Со­ветов. Они в последний раз свободно выступали перед такой аудиторией.

Их предложения сводились к коренной перемене отношений с крестьянством. Они осудили продразвёрстку — изъ­ятие у крестьян всех «излишков хлеба». Меньшевики и эсеры считали, что кре­стьянин должен твёрдо знать, сколько хлеба с него требует государство. Ос­тальным же он волен распоряжаться свободно, в том числе и торговать.

Большевики тогда считали, что позво­лить свободную торговлю — значит «вернуться под власть капиталистов». Поэтому съезд отверг предложения оппозиции. В октябре 1920 г. Влади­мир Ленин повторял: «Надо, чтобы ни одного лишнего пуда не было ни у од­ной крестьянской семьи, чтобы излиш­ки хлеба были полностью отданы госу­дарству рабочих».

338

 

 

 

В кронштадтских частушках, сочинённых в 1921 г., гово­рилось:

Вместо воли и землицы

Чрезвычайку дали нам.

И советское хозяйство

Насадили тут и там.

Хлеб, скотину забирают,

Пухнет с голоду мужик.

У Ерёмы взяли Сивку,

У Макара и сошник..

Всё-таки ещё больше крестьяне опасались возвращения по­мещиков и старого порядка. Это, особенно при приближении «белых», заставляло их отчасти мириться с новой властью, не­смотря на её чрезвычайные меры. Они надеялись, что после окончания гражданской войны их положение улучшится.

«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ»

Большевики считали, что государство должно взять все товары в свои руки и выдавать их населению по мере необходимости. Но это намерение вступало в противоречие со стихийными жела­ниями людей. Прежде всего крестьяне не хотели отдавать свой хлеб. Силой удавалось изъять только часть урожая, причём це­ной больших людских потерь с обеих сторон.

Горожане тоже старались «обойти» государство — отправ­лялись в деревню «мешочничать» (покупать продукты). Это было вполне объяснимо: пайка на жизнь не хватало. С августа 1918 г, власти развернули борьбу с «мешочниками». Заградительные от­ряды задерживали их в поездах и отбирали продукты, приобре­тённые сверх разрешённой нормы.

Позднее экономическую политику властей в 1918—1921 гг. назвали «военным коммунизмом». Это был своеобразный «штурм неба», попытка провести свои идеи, несмотря ни на что.


Главная Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org