Предыдущая Следующая

«Кто не работает, тот не ест» — гласил один из старых со­циалистических принципов. Поэтому одной из первых мер Ок­тября стало введение «классовых пайков». Больше всех должны были получать рабочие, затем — интеллигенция; меньше всех — «нетрудовые элементы».

«Мы даём рабочим селёдку и оставляем буржуазии селёдоч­ный хвостик», — замечал Григорий Зиновьев. Для последней ка­тегории петроградцев в 1918 г. полагалась «восьмушка» фунта хлеба раз в два дня. «Мы сделали это для того, чтобы они не за­были запаха хлеба», — сказал Зиновьев.

Власти провели «красногвардейскую атаку на капитал», как её назвал Владимир Ленин. Крупные фабрики отобрали у вла­дельцев ещё по декрету 28 июня 1918 г. В ноябре 1920 г. к госу­дарству перешли последние мелкие предприятия, где было по 10—15 работников.

Советский рубль во время «военного коммунизма» стреми­тельно обесценивался. Хождение получили купюры в миллионы

А. Сапожников. Плакат 1921 г.

 

ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ ПРОТИВ КОМБЕДОВ

11 июня 1918 г. был принят декрет, по которому всю власть в деревне получи­ли комитеты бедноты — комбеды. Они искали спрятанный хлеб, сообщали продотрядам об укрывателях. За это им доставалась часть изъятого хлеба. Комбеды действовали до ноября 1918 г.

Против комбедов резко выступила пар­тия левых социалистов-революционеров. «Беднота — это ведь не класс, — доказывал левый эсер Трутовский. — Здесь и пьяница, и трудолюбивый не­удачник, и батрак, и проходимец. По­чему они становятся первыми фигура­ми в деревне?» Особенно ожесточён­ная схватка вокруг комбедов разгоре­лась на съезде Советов в июле 1918 г. Левый эсер Борис Камков пообещал, что крестьяне «вышвырнут за шиворот» комбеды и продотряды. Большевик Г. Зиновьев возражал: «Не плакаться надо, что в деревню наконец пришла классовая борьба, а радоваться, что де­ревня начинает наконец дышать воз­духом гражданской войны».

6—7 июля борьба между левыми эсе­рами и большевиками переросла в во­оружённое столкновение. В результа­те левые эсеры подверглись разгрому. Хотя они продолжали действовать и после этого, однако повлиять на ход событий уже не могли.

339

В. Чапаев.

рублей («лимоны») и миллиарды («лимонарды»). Но вскоре и они уже ничего не стоили. Почти всю зарплату рабочие получали «на­турой» — в основном продуктами. Правда, даже в этом власти находили положительную сторону: казалось, дело идёт к упразд­нению денег. В 1920 г. вполне серьёзно обсуждался вопрос о пол­ной их отмене.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org